08 декабря 2023 13:45
читать 11 минут

«ОДК-Климов» отказали в товарном знаке на вертолетные двигатели. Помешала лингвистика

Российский разработчик авиационного оборудования не смог оформить товарный знак на выпускаемые им вертолетные двигатели семейства ВК-2500. Зачем «ОДК-Климов» был нужен такой товарный знак и как российские двигателестроители оказались в лингвистической ловушке, выяснял MASHNEWS.

ВК — это Климов

АО «ОДК-Климов» (входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию» Ростеха) проиграл Роспатенту в Суде по интеллектуальным правам. «ОДК-Климов» требовал отменить решение Роспатента, отказавшегося регистрировать товарный знак «ВК-2500». Но суд посчитал доводы Роспатента убедительными. Решение вынесено 30 ноября.

Споры идут вокруг названия «ВК-2500», под которым выпускаются двигатели для вертолетов Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-27, Ка-52.

Роспатент считает, что «ВК-2500» - это не товарный знак, а «буквенно-цифровая маркировка, которая используется лишь как наименование модели». А «ОДК-Климов» называет «ВК-2500» - «аббревиатурой, которая, с точки зрения русского языка, является словом» и названием, связанным с авиаконструктором Владимиром Климовым (1892—1962).

Заявка на регистрацию товарного знака «ВК-2500» была подана 15 сентября 2022 года. В «ОДК-Климов» пояснили, что регистрация им нужна для индивидуализации двигателей, которые поставляются на «Казанский вертолетный завод», «Роствертол», «ААК Прогресс», «Улан-Удэнский авиационный завод», «Вертолеты России», «КумАПП» и за границу.

В качестве доказательств того, что индивидуализация необходима, предприятие представило материалы с посещения многочисленных выставок и публикации в СМИ.

Однако прямо в день подачи заявки «ОДК-Климов» получил отказ от Роспатента. «ОДК-Климов подал возражение. Но 30 марта 2023 года Коллегия Роспатента признала изначальное решение ведомства было верным.

В Роспатенте указали, что в документах от «Климова»  нет данных о поставках товаров конечному потребителю, информации о затратах на рекламу, географии использования, а также не приведены результаты соцопросов, которые могли бы свидетельствовать о том, что двигатели ВК-2500 ассоциируются конкретно с «ОДК-Климов».

На предприятии с позицией Роспатента не согласились, указав в возражении, что конечный потребитель известен - это судостроительные и авиационные производства, на которые поступает продукция «ОДК-Климов». А название — это аббревиатура от имени и фамилии Владимира Климова и отсылка к мощности двигателя – 2500 л.с.

Объяснение Роспатент не устроило. «Приведенные сведения об этимологии заявленного обозначения представляют собой субъективное мнение заявителя», - сказано в решении Роспатента.

Не согласились в Роспатенте и с результатами опроса среди 35 представителей отрасли, который провел «ОДК-Климов». В частности, было указано, что маркировка «ВК-2500» воспринимается специалистами не как товарный знак, а как класс двигателя.

Вызвала вопросы и сама заявка на регистрацию знака, в которой было прописано шесть классов Международной классификации товаров и услуг, пять из них не связаны с двигателестроением. Первым пунктом в заявке шел класс 6, который касается машин, оборудования и инструментов. Но также был указан 16 класс МКТУ (выпуск печатной продукции), 20 класс (производство мебели, изделий из пробки, камыша, китового уса и раковин), 37 класс (строительство зданий, дорог, мостов и трубопроводов), 40 класс (переработка мусора и отходов), 42 класс (научные исследования и технологический консалтинг).

Стремление оформить товарные знаки на непрофильные виды товаров — частая практика компаний, MASHNEWS подробно писал об этом. Зарегистрировать товарный знак возможно, если есть подтверждение, что такая продукция выпускается самим предприятием либо изготавливается по его заказу.

Битвы лингвистов

После того, как Роспатент окончательно отказал «ОДК-Климов», компания обратился в Суд по интеллектуальным правам с новыми аргументами.

В суд было представлено заключение исследовательницы новых слов, составительницы серии словарей Елены Геккиной, работающей в Институте лингвистических исследований РАН.

Судебный спор плавно перешел в филологическую и даже философскую плоскость — представители «ОДК-Климов» доказывали, что в их случае аббревиатура — это полноценное слово, а, значит, на него можно оформить товарный знак.

Роспатент не соглашался, ссылаясь на то, что это было бы так, лишь если целая группа потребителей воспринимает аббревиатуру как отдельное слово.

«Заявленное обозначение «ВК-2500» представляет собой простое сочетание букв русского алфавита, не имеющих словесного характера, и цифр, выполненных стандартным шрифтом черного цвета», - посчитали в Суде по интеллектуальным правам и отказали «ОДК-Климов» в пересмотре решения Роспатента.

Мода или маркетинг

Мир двигателестроения узок, все производители друг друга знают. Если в товарах массового спроса регистрация товарного знака позволяет производителю не допустить подделок, то в авиапроме сложно представить пиратство. Зачем «ОДК-Климов» столь настойчиво пытается зарегистрировать знак «ВК-2500»? MASHNEWS направил запрос в компанию. Пока на него не ответили, мы обратились к экспертам.

«Товарные знаки для вертолетных двигателей - довольно распространенное явление: они позволяют производителям создавать узнаваемый бренд. В авиационной индустрии это достаточно важно, ведь безопасность и надежность играют ключевую роль», - сказал MASHNEWS директор Центра координации научных исследований ГУАП, член экспертного совета АНО «Платформа НТИ» Алексей Рабин.

Брендирование промышленной продукции, не предназначенной для массового покупателя, тоже стало нормой. Оно касается как военной («Сирень», «Герань», «Тополь» и т.д.), так и гражданской продукции («Ласточки», «Иволги» и пр.).

«Название двигателя обычно определяется производителем на основе его технических характеристик, целевого рынка, маркетинговой стратегии», - говорит Алексей Рабин.

Для российского авиастроения характерны сочетания букв и чисел в названиях объектов техники: вертолет Ка-52, самолет Ту-154, двигатель НК-8. Так делают не только российские производители: A380 от Airbus, 737-8CT от Boeing, отметил в беседе с MASHNEWS управляющий партнер Национального центра интеллектуального капитала Максим Дышлюк

«Несмотря на большую долю государственного участия в отрасли и вхождение большинства вертолетостроительных компаний в холдинг «Вертолеты России», бизнес остается бизнесом. И в вертолетных и двигателестроительных компаниях есть свой менеджмент, маркетинг, KPI. И конкуренция в отрасли также существует. Действительно трудно представить, что крупные игроки будут копировать флагманские бренды друг друга. Вряд ли МВЗ им. Миля будет использовать бренд Казанского вертолетного завода. Но индивидуализация отдельных изделий, особенно разработанных в кооперации - совсем другой вопрос. Здесь возможны непонимания и споры», - говорит Максим Дышлюк.

Эксперт подчеркнул, что в последнее время среди организаций, входящих в Ростех, есть тенденция увеличения «интеллектуального капитала», а желание «ОДК-Климов» зарегистрировать товарный знак на двигатели могло преследовать несколько вполне практических целей. По мнению Максима Дышлюка, их четыре:

  • дальнейшее расширение правовой охраны в других странах через Мадридскую систему международной регистрации товарных знаков российские двигатели активно поставляются в страны Азии и Африки, и в этих странах защита от копирования очень важна;
  • увеличение капитализации компании — исключительное право на товарный знак действительно известного изделия может иметь высокую коммерческую ценность, десятки и сотни миллионов рублей;
  • дополнительный контроль за производством/ремонтом;
  • для обеспечения охраны в отношении мерчендайза.

В свою очередь Алексей Рабин отметил, что регистрация товарного знака с большим количеством непрофильных классов МКТУ, может свидетельствовать о том, что в «ОДК-Климов» решили повысить узнаваемость бренда и разработали соответствующую маркетинговую стратегию.

Решение по товарному знаку «ВК-2500» в законную силу еще не вступило. На обжалование у «ОДК-Климов» есть два месяца.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Турбовальный двигатель ВК-2500 — модернизированная версия двигателя ТВЗ-117, который в 1972 году был разработан в ОКБ имени Среди главных преимуществ двигателей семейства ВК-2500 — увеличенный межремонтный ресурс (до 2000 часов), цифровая система автоматического управления, возможность эксплуатации в высокогорных районах и в жарком климате. «ОДК-Климов» - не только разработчик, но и единственный производитель двигателей семейства ВК-2500.
  • Владимир Климов (1892—1962) — конструктор авиационных двигателей, генерал-майор инженерно-авиационной службы, академик АН СССР , дважды Герой Социалистического Труда, лауреат четырёх Сталинских премий.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент