16 сентября 2025 10:39
читать 7 минут

Новый утильсбор: импорта не будет, отечественные машины станут дороже

В Минпромторге подготовили проект постановления правительства РФ, согласно которому изменяется схема расчета утилизационного сбора: теперь он будет привязан к мощности двигателя автомобиля. Льготный порог установлен на отметке 160 лошадиных сил. Проиграют все – кроме регулятора и автопроизводителей.

Почему именно 160?

Утильсбор решили модернизировать. С 1 ноября ставка будет рассчитываться исходя не только из объема, но и мощности двигателя. «Льготными» останутся машины с моторами до 2 литров и 160 л.с. – это по-прежнему незаметные на фоне общей стоимости автомобиля 3,4 тыс. рублей. Картина мрачнеет по мере повышения мощности и увеличения объема. Так, утильсбор на машину с мотором от 1 до 2 литров и мощностью от 161 до 190 л.с. составит 750 тыс. рублей, на машину с мотором той же мощности, но объемом от 2 до 3 литров – 2,8 млн. рублей.

За «мощные» авто с двигателями больше 3,5 литров и мощнее 310 л.с. доплата за «утиль» может составить более 6 млн. рублей. Отметим, впрочем, что 3,5 литра – это отнюдь не топовый Cadillac, и 310 л.с. – тоже отнюдь не запредельная мощность, это показатели хорошего семейного кроссовера. Например, Toyota Highlander, который никак не претендует на статус «предмета роскоши». Под ударом также абсолютно все гибриды и электромобили, отмечает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

«Вилка в 160 л.с. сделана, разумеется, сознательно. Почему? Потому что во всем мире, в частности в Китае, автомобилей, которые бы имели отдачу ниже этой планки, практически не осталось, - говорит независимый автоэксперт Алексей Кованов. - Даже если мы посмотрим на компактные кроссоверы из КНР, то у них 170-180 и больше лошадиных сил. Примеры приводить не буду, думаю, что они всем понятны. И понятно, что в этой нише «до 160-ти» практически ничего нет и привезти практически ничего невозможно».

Переплата в 230 раз

«Физические лица, которые могли ввозить и пока еще ввозят машины под льготную ставку утилизационного сбора, сразу попадают на огромные платежи. Если сейчас человек платит за гибридную Honda Stepwagon (суммарная мощность ее силовых установок составляет порядка 180 л.с.) 5200 рублей, то при новой системе он заплатит примерно 1,2 млн. рублей, - подсчитывает Максим Кадаков. - Разница гигантская».

В первую очередь, новые ставки подстегнут продажи на рынке подержанных машин. «Сейчас все это (параллельный импорт – прим. ред.) будет активно раскупаться, а потом случится провал. Примерно в январе-феврале, - прогнозирует эксперт. - Утилизационный сбор постоянно индексируется, т.е. ставки, которые введут с 1 ноября, продержатся два месяца, с января они будут больше. Поскольку рынок не терпит пустоты, покупатели более активно начнут приобретать машины мощностью 150 л.с., а новый утильсбор – отличный повод поднять на них цены. Или «подрезать» скидки: пусть люди платят по полному прайсу».

Внутренний рынок б/у машин будет переживать ренессанс, считает Алексей Кованов. Более того, по его информации, это уже происходит: салоны, которую торгуют параллельно-импортными автомобилями, все выходные занимались поисками машин, которые бы находились на российско-китайской границе, чтобы их можно было оперативно доставить, оформить и передать новым владельцам до 1 ноября, т.е. налицо то, что называется словом «хапун».

«А тот, кто не найдет для себя подходящего варианта на вторичке, будет вынужден приобрести продукцию отечественного автопрома», - заключает Кованов. 

Под отечественным автопромом, говорит он, следует понимать не только «АвтоВАЗ». Это и многочисленные перелицованные «китайцы», в том числе собранные в Беларуси, так как продукция Belgee в скором времени начнет считаться российской. С соответствующими преференциями в виде госзакупок и льготного утильсбора.

Интерес не только «АвтоВАЗа»

Кому выгодна предложенная Минпромторгом схема? Бенефициаров чуть больше, чем кажется на первый взгляд. С одной стороны, вроде бы все это автомобилей, произведенных в Тольятти, не касается. С другой… «Кто к этому причастен? И регулятор, и производители все вместе, поскольку машины мощнее 160 л.с. у нас будут появляться в ближайшее время. Это и «Лады», на которые будут ставить китайские турбомоторы, появятся и другие машины, т.е. автопроизводители подкладывают себе соломку», - уверен Максим Кадаков.

А главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин подмечает, что в числе подписантов письма на тему изменения утилизационной схемы, которое было направлено в Совет Федерации «Объединением автопроизводителей России» (есть в распоряжении Mashnews – прим. ред.), нет Максима Соколова, зато есть руководители КамАЗа, «Соллерса» и ГАЗа.


«Из-за того, что история с «Волгой» не закончилась, а продолжается, тому же ГАЗу сейчас выгодно, чтобы автомобили, которые не локализованы в России, были менее доступны. Что касается «Соллерса», здесь достаточно плотная синергия с китайцами – отдавать долю рынка параллельному импорту им, конечно, не хотелось бы», - говорит эксперт.

По словам Ракитина, упомянутые выше 3,4 тыс. рублей в масштабах государства – «даже не стратегическая погрешность, а просто нули». Наверху видят некоторую упущенную выгоду, и это модифицируется в новое постановление Минпромторга. «В том, что государство свои деньги тем или иным способом возьмет, сомнений нет», - уверен собеседник Mashnews.

Но совершенно не факт, что практически полный запрет импорта и повышение цен на отечественную продукцию обеспечат взрывной рост продаж для «АвтоВАЗа». 

«Люди, которые не ездили на «Ладах», и не будут на них ездить. Подорожают иномарки на 200-300 тысяч, желающие добавят эти суммы и будут их, иномарки, покупать. К сожалению, политика такова, что людей никто не спрашивает – им просто говорят, что с определенного дня они за что-то будут платить больше. И они платят», - резюмирует автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!