23 июля 2025 11:42
читать 5 минут

Белорусские и российские автомобили получат единый статус

В сентябре подпишут межправительственный договор, согласно которому автомобильная продукция, выпускающаяся в Беларуси, будет считаться российской. Ключевой момент: с доступом к рынку госзакупок.

Belgee вместо «Лады»

Все промышленные товары, производимые в Беларуси, приравняют к российским – это касается и автомобилей. Соответствующий документ планируется к подписанию на выставке «Беларусьпром», которая пройдет в конце сентября в Минске, об этом 22 июля сообщил директор ассоциации производителей источников тока РУСБАТ Дмитрий Тищенко.

Что это значит? Для «АвтоВАЗа» - ничего хорошего, волжскому автогиганту придется снижать цены на свою продукцию. По-видимому, чиновников не слишком устраивают «Ауры», а здесь речь идёт о крупных кроссоверах. «Продажи и так маленькие, а тут появится конкурент, который будет предлагать автомобили примерно за те же деньги, но с совершенно другими потребительскими свойствами», - говорит главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин.

Речь, конечно, в первую очередь о кроссовере Belgee X50. «Если эта машина будет стоить еще дешевле в соответствии с этими договоренностями, то у «АвтоВАЗа» два варианта, мне кажется. Или снижать цену на свою продукцию, или в очередной раз применять административный ресурс», - отмечает собеседник Mashnews.

Реэкспорт не пройдет

В целом на рынке никаких грандиозных изменений ждать не стоит, уверен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «Если это выльется исключительно в госзакупки, для народа мало что изменится. У нас и так есть похожая история по компонентам, когда российские заводы могут брать узлы, произведенные в Беларуси, и наоборот. Сейчас будет то же самое, просто уже целиком с автомобилями».

«Если мы говорим про таможню и про все остальное, то российские и белорусские автомобили сейчас практически равны, тот же самый утильсбор для граждан России и для граждан Беларуси,- напоминает Ракитин. – По сути, это приведение ряда позиций к общему знаменателю».

Тут, впрочем, есть один любопытный момент. Например, «Лады» в Беларуси стоят дешевле, чем в нашей стране. И если кто-то захочет ввезти обратно «на родину» такую машину, то сделать это окажется не так просто и не так дешево, как кажется на первый взгляд: таможенные органы двух стран договорились о том, что реэкспорт российских автомобилей без уплаты утилизационного сбора невозможен.

Соглашение соглашением, ставка ставкой

Вряд ли что-то изменится с точки зрения глобальных продаж, полагает Максим Ракитин: «Мы все прекрасно знаем, почему машины не продаются. И продаваться от расширения предложения они больше и чаще не будут». (Даже если в ближайшие месяцы ключевая ставка Центробанка будет резко снижена, во что, честно говоря, верится с трудом).

А вот вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что уравнение в статусах «создаст дополнительную внутреннюю конкуренцию на российском авторынке». По его мнению, многое зависит от количества баллов локализации, которые начислит Минпромторг: «Если их будет много, будет польза».

Напомним, что соглашение о единой промышленной политике между Россией и Беларусью было заключено еще в начале 2023 года. Тогда документ подписали белорусский вице-премьер Петр Пархомчик и российский вице-премьер Денис Мантуров.

«Соглашение заключено с целью импортозамещения и ускорения процессов локализации производства в Союзном государстве. Согласно документу, единая промышленная политика будет реализовываться посредством расширения механизмов поддержки проектов в Союзном государстве, снижения барьеров, стимулирования развития новых видов конкурентоспособной продукции, создания условий для использования прогрессивных финансовых продуктов», - говорилось на сайте МИД Беларуси.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!