Недетское дело. Российским производителям игрушек помогут вернуть рынок
Минпромторг до конца года создаст реестр
отечественных персонажей и разработает меры поддержки для производителей
детских игрушек.
Об этом заявил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов на заседании организационного комитета всероссийского конкурса «Родная игрушка» 16 ноября.
В министерстве планируют создать реестр отечественных литературных и мультипликационных персонажей, чтобы в дальнейшем увеличить количество таких игрушек на российском рынке. В 2023 году объем выпуска отечественных игрушек увеличился на 13%, доля своих игрушек на рынке всего 7% - это порядка 15 млрд рублей.
По словам Алиханова, правительство разрабатывает план мероприятий по развитию отрасли детских товаров на ближайшие шесть лет.
«До середины декабря проведем координационный совет по промышленности, посвятив его индустрии детских товаров, и всероссийский конкурс «Родная игрушка»… Попросим наши регионы сконцентрировать … усилия на поддержке производителей, которые будут … заниматься … реализацией производства», - заявил министр.
«Мы всё. Юра, держись!»
Мы поговорили с представителями отечественного производства детских игрушек о мерах поддержки, которые необходимы им в первую очередь.
«Очень волнует введение НДС для ИП в следующем году. Мы должны будем дополнительно из прибыли заплатить от 5 до 7%. Чтобы остаться на том же уровне прибыли и погасить все налоги, нам придётся увеличить оборот минимум на 15%, а это немало. Нужны льготы по налогообложению для ИП», - считает Антон Яковлев, основатель компании по производству мягких игрушек «Игромир».
По его словам, сейчас сложное время для производителей. Доллар растет, все материалы китайские. Соответственно, за последний год себестоимость игрушки выросла на 15%. Плюс сложности с логистикой – что тоже влияет на цену. «В таких условиях сложно наращивать производство и вводить новые технологии», - говорит глава «Игромира».
«Объемы производства приходится сокращать, так как падает реализация. Многие заводы закрываются – не выдерживают. Бывшие руководители говорят: «Мы всё. Юра, держись!», - заявляет генеральный директор воронежского ЗАО КПФ «Игрушки» Юрий Воротягин.
Субсидии от государства могут помочь в пополнении оборотных средств при повышенных затратах, считает производитель. Кроме того, заморозка цен на электроэнергию тоже сыграла бы существенную роль.
«Очень вредят маркетплейсы, которые бесконтрольно продают контрафакт и несертифицированный товар. Правообладатели просто не успевают с ними бороться. Так было, например, с Чебурашкой после выхода одноимённого фильма», - добавляет Антон Яковлев.
Сначала Красная шапочка
Первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко на заседании оргкомитета конкурса «Родная игрушка» 16 ноября обратил внимание: среди 30 самых продаваемых в России игрушек нет ни одной придуманной и произведенной внутри страны. Полностью отказаться от ввоза иностранных игрушек в текущих условиях не получится, но возродить интерес к отечественным персонажам можно, считают представители отрасли.
«Важно, чтобы ребенок до трех лет играл только в российские игрушки, впитывал традиции и культуру. Это важный этап формирования личности, который нельзя отдавать иностранным игрушкам с неопределёнными ценностями. Например, в Индии запретили на законодательном уровне иностранные инвестиции в эту отрасль», - говорит Юрий Воротягин.
Будет экспорт – сделаем станки
Сейчас на производствах игрушек используется в основном китайские станки. Они не дорогие и не сложные, уверяют представители индустрии. Смысла в переходе на российское оборудование нет, потому что рынок сбыта маленький. На экспорт в текущих условиях продавать продукцию сложно. Поэтому никто не возьмется производить такое оборудование.
Сырье и материалы для игрушек тоже импортные. Организовать в России полностью отечественное производство и привлечь туда инвестиции будет сложно. Развитие произойдет, когда появится экспорт.
«Замещение по сырью идет медленно. Например, у нас в Воронеже рядом с производством есть меловый карьер. Вроде мы можем использовать его в качестве сырья, но он серого цвета. И при смешении с красками дает не чистый цвет. Поэтому закупаем мел в Турции, где белизна составляет 99%», - рассказывает Юрий Воротягин.
Немаловажную роль может сыграть и участие правительства в оказании помощи с рынком сбыта продукции, убеждены производители.
«Например, запрос на выпуск серии тематических игрушек, которые будут популяризировать традиционные и культурные ценности нашей страны. Чтобы у людей было желание их приобрести», - считает Антон Яковлев.
Кроме того, на данный момент нет системы по поставке игрушек напрямую от производителей в детские сады, добавляет Юрий Воротягин. По его словам, детские сады в Воронежской области не могут закупать детские игрушки для нужд учреждения через тендеры, потому что у садов нет людей, которые бы этим занимались. А потребность в детских товарах есть.
Валерия Губко