ОСК представила разработанные КБ «Алмаз» проекты судов созданных с использованием композитов
«Алмаз» начал разработки с применением полимерных композиционных материалов в 2000-м году. Сегодня по этим проектам на предприятиях ОСК строятся серии кораблей проекта 20385, самых габаритных в мире тральщиков с монолитным корпусом из композиционных материалов проекта 12700, катеров для МЧС России.
Тральщик проекта 12700 «Георгий Курбатов» с корпусом из композиционных материалов. Суда серии выпускают на Средне-Невском судостроительном заводе. Фото: ОСК.
В реализации проектов принимают участие Амурский судостроительный завод, Северная верфь, Средне-Невский судостроительный завод и судостроительный завод «Вымпел».
Разработки в области данных перспективных технологий представил на Форуме-выставке новых материалов и технологий «AMTEXPO-2024», которая проходит в Технополисе «Сколково», главный инженер конструкторского бюро ОСК «Алмаз» Михаил Алешин.
По его словам, в числе плюсов применения полимерных композиционных материалов по технологии ОСК в гражданском судостроении их высокая удельная прочность, высокая удельная жёсткость, низкая теплопроводность (возможность отказаться от изоляции и снизить тепловое поле судна), хорошая звукоизоляция, радиопоглощение и вибродемпфирование (снижение акустического поля, снижение вибрации двигателей), антикоррозийные свойства, позволяющие снизить стоимость техобслуживания судна из ПКМ в отличие от стального.
Главная цель применения композитов в судостроении – это уменьшить вес судна, что приведет к увеличению его скорости и повышению КПД, отметил в своем докладе Михаил Алешин.
«Именно применение комбинированных видов материалов (сталь, алюминий, стеклопластик) дает повышение характеристик по скорости хода и увеличению полезной нагрузки судна. Замечу, что нам удалось почти на 100% импортозаместить компоненты композитов на отечественные материалы».
Катера проекта МС001 с надстройкой из композитного материала выпускают на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел». Фото: ОСК.
Основные проекты конструкторского бюро ОСК «Алмаз» с использованием полимерных композитов условно делятся на две категории:
Применение комбинированных конструкций из ПКМ в судостроении позволяет добиться повышения эффективности и гибкости производственных и технологических процессов за счет модульности и унификации таких конструкций. В сочетании с принципом «распределенной верфи», который широко используется на предприятиях ОСК, достигается сокращение сроков строительства и повышение производительности, при этом получив снижение стоимости итоговой продукции.
Говоря о перспективах комбинированного судостроения с применением надстроек из композитов, главный инженер ЦМКБ «Алмаз» ОСК привел в пример возможности ОСК проектировать верхние ярусы надстроек круизных лайнеров, а также увеличивать высоту надстроек транспортных судов.