Навал ледокола «Обь» на СПГ-танкер Новатэка обойдется России в $4,5 млн
ФГУП «Атомфлот» и страховая компания «ВСК» компенсируют убытки от случившейся четыре года назад аварии в порту Сабетта на Ямале. Тогда пострадал танкер-газовоз.

Кипрская компания Saddleback shipping LTD – фрахтователь танкера-газовоза «Федор Литке» - получит более $4,5 млн долларов с ФГУП «Атомфлот» и страхового общества «ВСК» за нанесенные судну повреждения и понесенные затем убытки. Такое решение Арбитражный суд Мурманской области вынес 28 апреля 2025 года. У ответчиков еще есть время на его обжалование.
Инцидент произошел 30 января 2021 года. Во время маневрирования в порту ледокол «Атомфлота» протаранил танкер-газовоз «Федор Литке». В борту образовалась огромная вмятина размером 2 на 5 метров и глубиной до 40 см. Специалистами в корпусе были обнаружены трещины 10-15 мм, а также деформация шпангоутов и лонжеронов.
Экипаж своими силами провел срочный ремонт, судно смогло направиться с грузом в Бельгию. После разгрузки танкер прибыл на датскую судоверфь Фаярд, где выполнены полноценные ремонтные работы, включая сварку и покраску. Благодаря оперативным действиям оператора морской газовоз находился в вынужденном простое всего чуть больше 11 суток. Но этот небольшой срок отсутствия фрахта плюс ремонт привели к серьезным убыткам и упущенной выгоде.
Причиной аварийного случая экспертами признан небезопасный маневр ледокола «Обь» в условиях ограниченной видимости при попытке форсировать тяжелый участок «сморози» в непосредственной близости от корпуса танкера. В выводах расследования указано, что капитан ледокола при подготовке акватории порта в районе технологического причала не учел влияние гидрометеоусловий, состояние ледовой обстановки и особенности ледообразования на акватории арктического порта Сабетта.
В районе терминала «Ямал СПГ» нет судоремонтных предприятий, которые могли бы устранить повреждения «Федора Литке» на месте. Кроме того, ремонт с использованием сварки нельзя было провести из-за сильных морозов. Поэтому судно ремонтировалось в европейском доке, где условия соответствовали требованиям безопасности и качества проведения восстановительных работ.
Судебное разбирательство продолжалось с декабря 2022 года. Арбитражный суд Мурманской области решением от 28 апреля 2025 года взыскал с ФГУП «Атомфлот» и страхового общества «ВСК» более $4,5 млн долларов ущерба, убытков и процентов, причем из этой суммы страховщик выплатит всего $240 тысяч. Основной долг ляжет на госпредприятие – владельца ледокола.
Все эти средства получит чартерный фрахтователь танкера-газовоза «Федор Литке» – кипрская компания Saddleback shipping LTD, предоставлявшая его Новатэку для перевалки СПГ. Хотя судно принадлежит гонконгской фирме Hai Kuo shipping, все расходы по его содержанию несет фрахтователь. Танкер в случае требования должен быть передан владельцу в таком состоянии, чтобы сохранялись его класс и функционал, возможна только нормальная амортизация.
Последствия инцидента на Ямале могли оказаться более серьезными для судна, а потери составили бы десятки и даже сотни миллионов долларов. По мнению экспертов, при утечке СПГ перевозящий его танкер разрушится мгновенно.
Поскольку танкер был пришвартован, а «Обь» двигалась в порту с минимальной скоростью, основную роль сыграла масса ледокола. При столкновении (навале) удалось избежать повреждений второго борта «Федора Литке», который при других условиях мог быть вдавлен в причал, пострадал бы не только корпус, но и, возможно, танк-контейнеры и их содержимое.
СПРАВКА MASHNEWS
Танкер-газовоз «Федор Литке» ледового класса Arc7 был построен в 2017 году. Судно может преодолевать лед толщиной до 2,5 м при температуре воздуха до минус 45 °C. Вместимость танков составляет 127 тыс. м³ СПГ. Дедвейт судна составляет 79,97 тыс. тонн, длина 299 м, ширина 50,05 м. Танкер приписан к порту Лимасол и ходит под флагом Кипра.
СПГ-танкеры «Борис Вилькицкий» и «Федор Литке» были построены в Южной Корее на верфях Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering под наблюдением Российского морского регистра судоходства. Новатэк начал использовать эти суда в ноябре 2017 года.