Налог до расчета. Исполнители ГОЗ терпят убытки из-за процедуры уплаты НДС
Военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) направил обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в разрешении проблемы уплаты НДС в сфере госзаказа.
По действующему законодательству налог следует платить сразу после отгрузки продукции, а оплата по долгосрочным контрактам может поступить спустя месяцы или даже годы, когда продукция будет передана заказчику. В результате судостроительные, авиастроительные и другие промышленные компании, являющиеся исполнителями по многолетним контрактам, в лучшем случае платят НДС из своих средств или же берут кредиты по ставкам 17-18% годовых и загоняют себя в долги.
На длинной дистанции
Сейчас КМЗ является исполнителем по 140 договорам в рамках гособоронзаказа (ГОЗ). В прошлом году предприятие исполнило 145 таких договоров. При этом оплата по части исполненных договоров на завод еще не поступила, не оплачены работы более чем на 800 млн рублей. НДС за выполненные работы завод исправно перечисляет.
В апреле 2024 года руководство КМЗ обращалось в Комитет Госдумы по бюджету и налогам с инициативой внести изменения в Налоговый кодекс для предприятий, исполняющих ГОЗ, и разрешить оплату налога после получения средств от заказчика. В Комитете Госдумы инициативу КМЗ рассматривать отказались, посчитав, что изменение схемы оплаты оборонными предприятиями «обрушит всю систему НДС». Mashnews рассказывал об этом.
Между тем, нынешняя схема оплаты НДС обременительна для всех предприятий, работающих с долгосрочными заказами.
«Понятно, что на коротких заказах действующая схема уплаты НДС работает, но что касается длинных заказов, где срок оплаты растягивается на месяцы и годы, возникают сложности», - сказал Mashnews уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Валерий Калугин.
Бизнес-омбудсмен сообщил, что в аппарате Уполномоченного прорабатывается схожая с предложениями КМЗ инициатива.
«Если предприятия выплачивают НДС, не получая оплату за отгруженную продукцию, плюс берут дорогие кредиты, плюс выполняют еще какие-то условия, то в итоге они оказываются в непростой ситуации. Все выкручиваются, все ищут какие-то варианты, но должны быть системные действия, разумные с точки зрения экономики. Здесь нет ничего революционного, сложного, нет дополнительных затрат бюджета, по сути, это просто способ регулирования», - отметил Валерий Калугин.
СПРАВКА MASHNEWS
- До 2006 года налог на добавленную стоимость взимался после оплаты заказа. Сейчас схема другая — налог исчисляется после поставки товара или оказания услуги. Данные для исчисления налога исполнитель вносит в декларацию, которую подает ежеквартально. Ставка НДС составляет 20%, но так как налог платят все участники производственной цепочки, в том числе, производители сырья и комплектующих, то в декларации при расчете «чужой» НДС вычитается.
В поисках денег
«Условно можно выделить два вида контрактов в рамках ГОЗ: с авансированием и без такового. Если брать в расчет второй вид, то исполнитель действительно оплачивает товар с учетом налога полностью из своих средств, а компенсацию расходов он получает только после окончательного расчета по контракту. При этом такие контракты, как правило, не предполагают крупных и долгих поставок или долгосрочных работ», - сообщил Mashnews вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, замруководителя Федерального Центра Медиации, председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов.
Авансирование в рамках ГОЗ по действующему законодательству составляет до 80% от стоимости контракта, но чаще всего заказчик перечисляет 30-50%.
Соответственно, по словам Владимира Кузнецова, при таких контрактах НДС стараются уплатить из суммы аванса.
Однако авансирование получают, как правило, головные исполнители. А исполнители нижних уровней выполняют свою часть договора без аванса.
Финансовый директор КМЗ Мария Милющенко по просьбе Mashnews рассказала, как предприятия в нынешних условиях изыскивают деньги на уплату НДС.
«По возможности предприятия стремятся диверсифицировать свою деятельность, работать не только в сфере ГОЗ на «длинных» контрактах, но и выпускать гражданскую продукцию, где оплата наступает быстрее, а процент рентабельности может быть существенно выше. Соответственно, при наличии свободных средств вместо того, чтобы направить их на развитие, [предприятия] оплачивают этими денежными средствами НДС, понимая, что от этого никуда не деться. Также у крупных предприятий, как правило, много контрактов, в том числе и в сфере ГОЗ, срок оплаты заказчиком у них разный. Получив деньги за контракт, исполненный два-три года назад, средства направляются на оплату НДС по новым договорам», - пояснила Мария Милющенко.
Эти способы, по словам финансового директора КМЗ, на предприятиях считают приоритетными, они позволяют заплатить налог из собственных средств. Тем не менее, довольно часто деньги приходится искать на стороне.
Предприятие может вовремя не получить оплату от заказчика, как по гражданским контрактам, так и в сфере ГОЗ. Причем, в последнем случае задержка может быть обусловлена масштабом проекта — корабль сдан с задержкой из-за сложностей на одном из этапов, все исполнители получают деньги позже, даже если со своей частью заказа они справились точно в срок.
«В случае, если у предприятия возникают кассовые разрывы, в том числе и из-за необходимости заплатить НДС здесь и сейчас, оно может обратиться за банковским кредитом. Но я вам прямо скажу, банки не очень любят кредитовать предприятия с существенной долей ГОЗ, тем более на пополнение оборотных средств из-за кассовых разрывов, в том числе из-за необходимости уплаты налогов. Ведь если у предприятия нет средств, чтобы рассчитаться с бюджетом, то возникает вопрос, как оно будет рассчитываться по кредиту, тем более с нынешними ставками», - отметила Мария Милющенко.
Средняя ставка, по которой промышленное предприятие может получить кредит в банке, по словам топ-менеджера КМЗ, рассчитывается по формуле: ключевая ставка «плюс» 3-4 п.п. Сейчас ключевая ставка равна 16% годовых, соответственно, промышленный сектор может рассчитывать на кредит по ставке 19% годовых. Учитывая, что заказчик может рассчитаться и через год после отгрузки, то эти 19% фактически предприятие платит из своей прибыли.
Но этим траты не ограничиваются.
Банки выдают обеспеченные кредиты — под поручительство или под залог. Чаще всего в качестве залога выступает недвижимое имущество и заводское оборудование, иногда продукция на складах. Чтобы отдать какое-либо имущество в залог, его требуется оценить и застраховать, эти расходы тоже оплачивает предприятие. Но и здесь не все так просто, ведь залоговое имущество обязательно дисконтируется банками на 30-50%, а движимое имущество часто признается банками неликвидным и в залог не принимается.
Есть и третий, менее затратный, но не бесплатный путь — получить отсрочку или рассрочку уплаты НДС на срок до трех лет. При использовании этого инструмента необходимо получить банковскую гарантию, поручительство или опять обеспечиться залогом.
«Банки неохотно предоставляют такую гарантию, поскольку велик риск, что налоговые обязательства не будут вовремя исполнены и гарантия будет раскрыта. Учитывая риски, банковская гарантия по факту является лишь «теоретическим банковским продуктом», получить который — огромная удача», - констатировала Мария Милющенко.
А если не платить
Если НДС не поступает по итогам отчетного периода, то предприятие многим рискует.
Так, ему грозят санкции со стороны налоговой службы:
- блокировка счетов, когда любые финансовые операции предприятия приостанавливаются до погашения задолженности. И тогда предприятие, например, не может даже выплатить зарплату сотрудникам.
- банкротство, инициируемое налоговой службой.
- уголовное дело. Оно может быть возбуждено в отношении злостных неплательщиков.
«Добросовестные предприятия стремятся во что бы то ни стало не допустить таких последствий, ведь налоговое правонарушение становится «черной меткой» для участников ГОЗ», - отметила Мария Милющенко.
Предприятия, имеющие проблемы с налоговой, не могут в дальнейшем участвовать в конкурсах и тендерах, в том числе и по ГОЗ, ведь от участников ГОЗ требуют справки об отсутствии задолженности перед ФНС.
Вершина айсберга
Сфера гособоронзаказа стабильно растет. По оценкам Минпромторга, в 2023 году ГОЗ увеличился более чем вдвое и в перспективе рост продолжится. Это означает, что все больше предприятий будут в нем участвовать. Соответственно и НДС им придется платить, каждый раз изымая средства из оборота или обращаясь к банковским кредитам или гарантиям.
Все это в условиях санкций, когда приходится заново выстраивать цепочки поставок и изыскивать оборудование для замещения, доставляет предприятиям дополнительные сложности и не может не сказаться на рентабельности гособоронзаказа, которая и так не высока.