04 июня 2024 09:33
читать 10 минут

Исполнитель заплатит за все. В Госдуме не хотят менять схему уплаты НДС для оборонных предприятий

Комитет по бюджету и налогам Госдумы России признал нецелесообразным изменение механизма уплаты НДС предприятиями, занятыми в исполнении гособоронзаказа. Об этом говорится в ответе первого зампредседателя комитета Глеба Хора, поступившим в ответ на инициативу военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» 29 мая.

В профильном комитете посчитали, что изменение схемы оплаты оборонными предприятиями налога на добавленную стоимость «обрушит всю систему НДС». Опрошенные Mashnews эксперты напротив отмечают — действующая схема при росте гособоронзаказа и увеличении стоимости заемных средств может привести к росту  закредитованности предприятий.

НДС вперед

Сейчас оплата НДС производится в момент, когда продукция отгружается от исполнителя к заказчику. Однако в секторе гособоронзаказа распространена постоплата, когда деньги исполнитель получает уже после выпуска продукции. Оплату могут ждать неделями, месяцами или даже годами.

При этом от самого предприятия-исполнителя, участвующего в крупном проекте, мало что зависит. Например, в исполнении контракта на ремонт или сервисное обслуживание судов ВМФ, одновременно могут участвовать до 30 предприятий, а финансирование работ производится лишь когда ремонт полностью завершен.

Поэтому получается, что НДС предприятие-исполнитель платит из собственных средств и уже затем ждет получения средств от заказчика.

Чтобы уплатить НДС, предприятия забирают необходимую сумму из собственных оборотных средств или берут кредиты под высокие сейчас банковские ставки.

Генеральный директор КМЗ Анатолий Русин в своем обращении в Госдуму РФ предложил для предприятий гособоронзаказа изменить схему оплаты НДС и перечислять средства в налоговую службу уже после оплаты всех работ заказчиком.

Такая практика в России существовала до 2006 года. В 2020 году бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагал вернуться к схеме уплаты НДС по факту расчета с исполнителем, но эта инициатива так и осталась нереализованной.

 

«Нарушение целостности системы»

«Изменение действующего порядка определения налоговой базы по НДС и установление для ряда налогоплательщиков, в том числе реализующих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги), в рамках государственного оборонного заказа, момента определения налоговой базы по НДС на день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) приведет к нарушению целостности системы налогообложения НДС», - говорится в ответе зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Глеба Хора.

Глеб Хор мотивировал это тем, что НДС, выставленный продавцами по отгруженным товарам, будет приниматься к вычету покупателями независимо от его уплаты в бюджет.

Дело в том, что вся система НДС построена на вычетах, которые получают участники производственной цепочки, начиная от производства сырья и заканчивая сдачей готовой продукции. На каждом этапе НДС включен в стоимость. То есть, компании, рассчитывая размер налога, могут получить вычет на сумму, которую они уже заплатили, приобретая сырье или комплектующие. И если кто-то в цепочке будет платить НДС по другой схеме, то в теории может затронуть всех остальных контрагентов.

«Такая проблема может возникнуть только в ситуации, когда для отдельного вида налогоплательщиков был бы установлен иной момент определения налоговой базы (например, получение оплаты, а не отгрузка товаров), но при этом сохранился бы общий порядок принятия к вычету «входящего» НДС по таким операциям. То есть покупатель мог бы принимать «входящий» НДС к вычету до момента исчисления «исходящего» НДС к уплате. Безусловно, это бы не соответствовало базовым принципам, в том числе «зеркальности» НДС и необходимости наличия экономического источника для вычета «входящего» НДС», - пояснил Mashnews партнер, руководитель практики налогового и административного права Maxima Legal Никита Дейнега.

Тем не менее, эксперт отметил, что это не безвыходная ситуация.

«Очевидным решением такой проблемы могло бы быть установление не только специального порядка уплаты НДС («по оплате»), но и зеркального ему порядка применения вычетов (также «по оплате»)», - рассказал Никита Дейнега.

 

Против размытия базы

В профильном комитете Госдумы среди причин, из-за которых в 2006 году НДС решено было уплачивать в момент отгрузки товара, назвали борьбу с уклонением от уплаты НДС путем сокрытия выручки.

«Если рассматривать возможность полного возврата к модели, действовавшей до 2006 года, для всех категорий налогоплательщиков, это могло бы действительно оказать негативный эффект на собираемость налогов (не только за счет целенаправленных недобросовестных действий налогоплательщиков, но и в результате их неспособности исполнять налоговые обязательства постфактум по объективным экономическим причинам). Однако, в предложенном варианте, когда такая модель была бы применима только к предприятиям гособоронзаказа, представляется, что риски мошенничества минимальны ввиду повышенного отбора поставщиков и исполнителей и существующих механизмов контроля за расходованием бюджетных средств», - считает Никита Дейнега.

«В настоящее время уровень администрирования налогов и государственный контроль за мошенническими схемами значительно выше, нежели, чем он был в 2006 году. В связи с этим риски, которые присутствовали в прошлом, по моему мнению, являются минимальными», - отметил в беседе с Mashnews управляющий партнер и руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, председатель комитета по налогам «Опоры России» Павел Зюков.

По словам эксперта, при условии, что заказчики и исполнители действуют добросовестно, в теории изменение схемы оплаты НДС для отдельных отраслей не повлияло бы на состояние налоговой базы и собираемость НДС.

«Задержка же оплаты или искусственное затягивание приемки оборонзаказа создают для таких предприятий угрозу неисполнения обязательств по уплате НДС, необходимость привлечения кредитных средств, а вследствие этого - угрозу банкротства», - подчеркнул Павел Зюков.

 

Выпадающие доходы

Профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), доктор экономических наук Елена Ткаченко в разговоре с Mashnews отметила, что если бы схема уплаты НДС была изменена так, как предлагает КМЗ,  это не повлияло бы на размер налоговой базы в целом, а в перспективе бы улучшило ситуацию с собираемостью платежей.

«У предприятий были бы средства, чтобы этот самый НДС заплатить, просрочки было бы меньше», - говорит Елена Ткаченко.

Эксперт указывает на одну сложность. В случае, возвращения к схеме оплаты НДС до 2006 года «произойдет определенный налоговый разрыв, появятся выпадающие доходы. Поэтому я сомневаюсь, что в нынешних условиях кто-то на это пойдет, поскольку в приоритете стоит не допустить выпадающих доходов в бюджете».

По словам Елены Ткаченко, вопрос с НДС для предприятий ОПК более чем болезненный.

«В настоящий момент предприятия, когда платят НДС из своих средств, сталкиваются с минимизацией прибыли. В большинстве случаев рентабельность в секторе гособоронзаказа составляет 3-5%. О прибыльности предприятий неполного цикла в гособоронзаказе речи, пожалуй, не идет. А ведь это в основном машиностроительные предприятия», - подчеркнула Елена Ткаченко.

«Сейчас пойдет очередная волна закредитованности. Как только растет процентная ставка, сразу же начинают возникать просрочки по платежам, проблемы с получением кредитов, снижается кредитоспособность компаний, и все это заканчивается в судах», - резюмировала Елена Ткаченко.

В результате это может обернуться расходами государства. Компании, работающие с гособоронзаказом, оказавшись в сложной финансовой ситуации, начнут обращаться за господдержкой в виде софинансирования или списывания каких-либо обязательств.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент