Национализация, конфискация, деприватизация. Прокуратура все активнее забирает заводы у частных собственников
За последний год десятки частных предприятий перешли под государственное управление. Их владельцам вменяют презумпцию совершения коррупционных и иных преступлений. В зоне риска оказались и частные инвесторы, честно вложившие свои накопления в гигантов некогда советской индустрии.
Конституция гарантирует, но допускает
8 мая Центральный районный суд Челябинска вынес решение об изъятии в пользу федеральной казны активов завода «Макфа», оцениваемые Генеральной прокуратурой России в 46 млрд рублей. Еще несколько компаний переданы во временное управление.
ООО «Управляющая компания «М-групп», которое управляет АО «Макфа», перешло в собственность Российской Федерации - запись появилась в ЕГРЮЛ 16 мая.
Гарантируя защиту частной собственности, Конституция России допускает и ее национализацию (изъятие для государственных нужд), но при условии предварительного и полного возмещения владельцу всего убытка. На практике государство забирает бизнес безвозмездно.
Складывающуюся ситуацию еще почти год назад предсказал депутат Госдумы Андрей Макаров: «Бизнес предлагает запускать приватизацию. Но тут же руководитель Следственного комитета говорит – нет, нужна национализация. Я бы поставил на руководителя Следственного комитета, потому что, если вы не согласитесь на национализацию, он может применить конфискацию. А вот если идти по нашей привычке, когда мы скрещиваем все между собой, я предлагаю для бизнеса сначала провести приватизацию и тут же это национализировать», – заявил парламентарий в июне 2023 года на Петербургском международном экономическом форуме.
Под угрозой бизнес-активы членов семей чиновников и депутатов
По версии прокуратуры, группа компаний «Макфа» принадлежит экс-губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу, бывшему депутат Госдумы Вадиму Белоусову и членам их семей. В нарушении антикоррупционного законодательства, перейдя на государственную службу, они не прекратили ведение бизнеса. Наоборот: «Используя административный ресурс, Михаил Юревич и Вадим Белоусов добились получения своими предприятиями мер государственной поддержки в виде субсидий, льготных кредитов на сотни миллионов рублей, выделения земель под строительство объектов и прочего», – заявила прокуратура.
Вадим Белоусов уже осужден за получение взятки к десяти годам лишения свободы, но оба главных ответчика в настоящее время скрываются.
Стоимость активов, очевидно, многократно выше законных доходов губернатора и парламентарий. Тогда как закон допускает изъятие в государственную собственность имущества, приобретенного чиновниками или депутатами на неподтвержденные средства. Конституционный суд России не усмотрел в таком подходе нарушений презумпции невиновности. Более того, подобная конфискация предусмотрена Конвенцией ООН против коррупции.
В свою очередь по утверждению защищающего компанию адвоката Игоря Трунова, прокуратура не предоставила доказательств использования предприятием средств неизвестного происхождения для развития своего бизнеса. Приговор о получении взятки Вадимом Белоусовым отменен Верховным судом России (в настоящее время дело возвращено в первую инстанцию). Кроме того, дело объемом в 159 томов было рассмотрено в закрытом режиме и всего за три дня. «Иск базировался на голословных утверждениях о коррупции, но ни одного факта взятки или служебных злоупотреблений не доказано. Федеральная группа компаний «Maкфa» национализирована в нарушение правил о подсудности, с грубым нарушением процесса и правил состязательности. Такое правосудие ставит под угрозу бизнес-активы любых членов семей чиновников и депутатов», – убежден адвокат Трунов.
СПРАВКА MASHNEWS
- В группу «Макфа» входят 27 компаний, их совокупная стоимость в иске была определена в 46 млрд рублей, ежегодная выручка - в 41 млрд рублей, валовая прибыль - в 13,6 млрд рублей.
- Основной участник бизнес-группы - АО «Макфа» - входит в топ-5 мировых производителей макаронных изделий, внесено в перечень системообразующих предприятий агропромышленного комплекса России.
- Компания выпускает продукцию на площадках в Челябинской, Свердловской, Курганской областях, Алтайском и Ставропольском краях.
- Михаил Юревич с 2010 по 2014 год занимал пост губернатора Челябинской области, до этого пять лет был главой Челябинска.
Прокуратура изучила динамику прибыли
Еще два десятка предприятий специальными указами президента России переданы во временное управление. В том числе машиностроители – принадлежащее немецкой компании Gildemeister Beteiligungen GmbH ООО «Ульяновский станкостроительный завод», ООО «Аристон Термо Русь» (актив голландской Ariston Holding N.V.) и ООО «БСХ Бытовые Приборы» (германская BSH Hausgerate GmbH).
В декабре минувшего года Владимир Путин принял решение передать в управлении Росимущества и одного из крупнейших автодилеров – группу компаний «Рольф». А через пять дней прокуратура предъявила иск об обращении в пользу казны акций этих организаций. По мнению прокуратуры, их конечным бенефициаром является экс-депутат Госдумы Сергей Петров, опять же незаконно совмещавший политическую и предпринимательскую деятельность. Еще два года назад у него уже отобрали 19,4 млрд рублей не подтвержденного дохода.
«Вместе с тем, ГК «Рольф» как источник неправомерного обогащения осталась во владении лица, ответственного за совершение коррупции», – заявила прокуратура в новом иске.
Развитие компании надзорный орган также связывает с «лоббированием Сергеем Петровым интересов собственных структур, задействования властного авторитета и связей».
Доказательством этого признали динамику роста прибыли и капитализации «Рольфа» в период работы ее предполагаемого владельца в Госдуме, совмещение постов его помощника и пиарщика компании, другие косвенные связи.
Также суд исследовал данные «Аэрофлота» о перелетах парламентария одними рейсами с представителями других автодилеров, в том числе на отраслевые выставки.
«Указанные обстоятельства, подтверждают личную заинтересованность ответчика сферой автобизнеса в период его нахождения в статусе депутата», – констатировал суд, удовлетворяя иск прокуратуры.
Расхитители социалистической собственности
Уже десятки предприятий и иных активов возвращены в государственную собственность в ходе кампании по деприватизации. Спустя три десятилетия после акционирования заводов прокуратура выявляет допущенные тогда нарушения (Mashnews подробно писал об этом «Изъятие активов. Итоги приватизации 1990-х подвергли пересмотру»).
Жертвами этой кампании становятся уже действующие владельцы. По логике прокуратуры, приобретая «экс-советские» активы, они должны были провести дью-дилидженс – удостовериться в легитимности всех предыдущих сделок, начиная с приватизации.
Однако такую проверку при всем желании не могут провести инвесторы, купившие ценные бумаги публичных компаний на фондовом рынке. Так, Арбитражный суд Пермского края по иску прокуратуры принял решение об изъятии акций у двух тысяч граждан, владеющих в сумме 10,6% Соликамского магниевого завода.
В защиту этих инвесторов выступил ЦБ России, уже подавший апелляционную жалобу на спорное судебное решение. Прецеденты изъятия у миноритарных акционеров акций, приобретенных ими на организованных торгах, беспокоит регулятора.
«Это очень важный фактор, который влияет на доверие розничных инвесторов на фондовом рынке. Если мы хотим привлечь ресурсы для развития и в том числе использовать возможности рынка капитала, конечно, сохранение этого доверия суперважно. Нас эта ситуация беспокоит, будем смотреть, что мы еще можем здесь сделать, прежде всего с точки зрения законодательной, что сможем предложить», – заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина.
Все отобрать и поделить?
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и глава Российского союза налогоплательщиков Артём Кирьянов убежден, что с точки зрения противодействия коррупции действия прокуратуры [по конфискации активов] морально оправдано абсолютным большинством граждан: «Собственники должны подтвердить, что все эти фабрики, заводы, пароходы и другие активы они получили, например, за 30 лет беспорочного труда на госслужбе с зарплатой в 20-30 тысяч рублей в месяц. Понятно, что так не бывает».
«Дело «Макфы» подтверждает серьезность намерений органов прокуратуры по расширению практики антикоррупционных исков. Обеспечивающие безопасность страны (в широком смысле) производственные активы, во владении которыми были замечены чиновники и связанные с ними лица, находятся под пристальным вниманием государства. И к защите по таким искам надо готовиться всем компаниям, в истории которых был период прямого или опосредованного владения чиновником любого уровня», – полагает руководитель уголовно-правовой практики Адвокатского бюро «ЕПАМ» Андрей Тузов.
По мнению советника налоговой практики юридической компании «Халимон Лигал» Алексея Некрасова, предупредить конфискацию активов собственники предприятий могут соблюдая антикоррупционное законодательство: «В свою очередь риск деприватизации носит исторический характер и устранить его текущим собственникам невозможно. Защита может строиться на оспаривании наличия самого факта нарушения и применении срока исковой давности».
«Пока нельзя говорить о массовом предоставлении таких исков Генеральной прокуратурой России, поскольку анализ имеющихся споров свидетельствует, что судебные иски затрагивают имеющие стратегическое значение для государства отрасли экономики. Полагаю, что 2024 и 2025 подарят нам ещё не одно такое дело», – отмечает эксперт.