На Росстандарт подали в суд за кнопку SOS
Китайские грузовики Sitrak и Howo опасны на дорогах, заявили в Национальном автомобильном союзе и обратились в суд с требованием провести отзывную кампанию, и это не в первый раз.

Кабина седельного тягача SITRAK C7H 4×2. Иллюстративное фото: ktc-sino.ru
Кнопка вместо автоматики
Грузовики компании Sitrak не соответствуют Одобрению типа транспортного средства (ОТТС) и могут быть небезопасны, уверены в Национальном автомобильном союзе (НАС). «Они устанавливают другие устройства вызова экстренных служб, при этом аварий происходит множество, последняя шумная произошла буквально на этой неделе – грузовик Sitrak убил таксиста», - рассказал нашему изданию вице-президент НАС Антон Шапарин.
По его словам, разница в устройствах оповещения очень простая - должны устанавливаться те, что реагируют автоматически при ударе (подавая сигнал бедствия в службу спасения), однако на Sitrak ставят системы, которые активируются кнопкой, нажатием руки. Экономия огромная.
Суть в том, отмечает собеседник, что продукция китайского производителя проходит сертификацию с одним устройством, а попадает в свободную продажу и затем на дороги уже с другим. Похожим образом ранее отличилась компания Shacman (Mashnews подробно разбирал этот прецедент). Аналогичная история, говорит Шапарин, с грузовиками марки Howo, которая, как и Sitrak, входит в концерн SINOTRUK Group.
Бесконтрольная регистрация и белорусские сертификаты
Изначально НАС обратился в Росстандарт, однако там посчитали, что нарушений нет – якобы производитель и так проводит «коррекционные» мероприятия после соответствующего решения ведомства, вынесенного ещё в ноябре прошлого года. В Союзе такой реакцией остались недовольны и пошли дальше:
«Это не инициатива, а иск в суд. Мы рассчитываем, что Росстандарт будет наконец-то действовать, и применит все рычаги давления, чтобы заставить Sitrak в судебном порядке выполнять свои обязательства. С помощью судебного решения надеемся заставить ведомство реагировать быстро и жестко. Как с Shacman, нас такая ситуация устроит», - заявил Mashnews Антон Шапарин.
Иск НАС к Росстандарту в Арбитражном суде Москвы зарегистрирован 24 февраля. Слушание дела пока не назначено.
Как в принципе могло произойти такое расхождение между документацией и реальностью? Довольно просто, объясняет редактор-эксперт Quto,ru (входит в Rambler&Co) Алексей Кованов:
«К нам приезжает грузовик с определенным оборудованием на сертификацию, потом некий перевозчик покупает одну машину или целую партию, приезжает для регистрации в ГИБДД, а там на местах явно никто не будет проверять, соответствует оборудование ОТТС или нет. Могли ли не знать дистрибуторы, какую технику получают? Могли».
В более раннем разговоре с корреспондентом Mashnews Антон Шапарин озвучил еще одну версию происходящего, предполагая, что все полученные сертификаты – по сути, полулегальные, выданы на основе протоколов, сделанных в Казахстане или Беларуси, и реальному положению дел не соответствуют.
Для других и для себя
Причина и в определенном хаосе, который сопровождает работу многих автопроизводителей из КНР в России. «Когда эти (грузовые – прим.ред.) китайские марки зашли на российский рынок, они не были представлены локальными офисами. Например, на выставке Комтранс 2023 года сами представители Sitrak говорили мне, что в России действуют 10 компаний, представляющих их интересы, с каждой из которых заключено дистрибуторское соглашение. 10 компаний на одного производителя! Это немыслимо», - отмечает Алексей Кованов.
Стоит также отметить разницу между европейским и китайским подходами. Азиатский менталитет проявился в полной мере. «Те же Volvo, Scania или Man всегда говорили, что у них в приоритете не только качество, но и безопасность. Покупая их технику, вы покупаете страховку от тяжелых ДТП, причем неважно о каком рынке речь – для других они делают так же, как для себя. А для китайцев вопрос максимальной прибыли важнее требований безопасности», - заключает эксперт.
Касается не всех
Проблема может обрести массовый характер, так как Sitrak удерживает абсолютное лидерство по продажам в своем сегменте на территории России: 19 409 крупнотоннажных машин по итогам 2024 года, КАМАЗ – только на втором месте с показателями 17 254. Howo занимает шестое место (Shacman – третье). Таким образом, за одним только Sitrak почти пятая часть российского грузового рынка (19%).
История с отзывной кампанией, впрочем, затрагивает далеко не всю продукцию SINOTRUK Group, реализованную за последние несколько лет в нашей стране. Речь идет о 2279 комплектных автомобилях и 87 грузовых шасси, проданных в период с октября 2022-го по август 2023 года. Согласно приведенным в таблице VIN (соответствующий документ опубликован на сайте Росстандарта), это, в частности, такие модели как самосвал Howo T5G и тягач Sitrak CH7. В первом случае стоимость машины составляет, в зависимости от модификации, от 8 600 млн рублей до 9 200 млн, во втором – в среднем 8 200 млн рублей. Но эта история не про тотальный отзыв с принудительной утилизацией техники.
Иллюстративное фото: truck-china.ru
Цена вопроса
Как будет происходить замена устройств вызова экстренных служб, в случае если суд удовлетворит иск Национального автомобильного союза, кто это будет делать, за чей счет, и сколько это будет стоить? На словах всё кажется просто: в случае с системами оповещения, необходимо снять старое оборудование, поставить новое и отчитаться перед Росстандартом о проделанной работе. Операция куда более простая, чем замена тормозов, шумоизоляционных материалов и боковой защиты на грузовиках Shacman.
Заниматься этим должны дилеры, естественно, за счет производителя. И здесь возникает проблема, затронутая чуть выше. На сегодняшний момент никто не знает, сколько именно дистрибуторов в нашей стране у Sitrak и Howo. Официальное представительство SINOTRUK Group появилось только в конце прошлого года. Перешли ли под его крыло те самые 10 дилеров, сотрудничают ли они между собой? Нет ответа. Более того, у Howo существует сразу несколько русскоязычных сайтов – является ли какой-либо из них официальным или нет, также неизвестно, а запросы в представительство остаются без ответа.
Есть и еще причина, по которой дальнейшее исправление ошибок вызывает много вопросов: «Чем именно закончится отзывная кампания, сказать невозможно, так как в России просто нет такого опыта с производителями из КНР», - поясняет Алексей Кованов.
Зато можно сказать, пусть и примерно, в какую сумму обойдется замена систем оповещения. По словам собеседника Mashnews, сами терминалы стоят от 22 до 60 тыс рублей, работы по их установке – от 6,5 до 32 тыс. Умножаем на 2366 комплектных автомобилей и грузовых шасси, проданных в период с октября 2022-го по август 2023 года, и получаем в худшем случае 217,7 млн рублей, в лучшем – 67,4 млн. Сумма для крупного китайского производителя не разорительная, но совсем другое дело, если история закончится отзывом самих грузовиков – в таком случае счет пойдет на миллиарды.
Mashnews отправил предложения о комментариях дилерам Sitrak и Howo, а также в Росстандарт.