13 февраля 2025 10:09
читать 9 минут

20 миллиардов убытков: с рынка грузовиков убирают китайских производителей

На российском рынке грузовой техники уникальный прецедент: у одного из ведущих китайских производителей грузовиков, компании Shacman, отозвали ОТТС на одну из моделей. Речь идет о нескольких тысячах уже проданных в России и поставленных на учет грузовиков. Под ударом еще несколько компаний. Mashnews разбирался, как такое могло произойти и чем может закончиться.

Шумно и небезопасно

Первые факты несоответствия китайской техники российским стандартам были выявлены еще в декабре, однако гром грянул именно сейчас: 10 февраля на своем официальном сайте Росстандарт проинформировал о запрете импорта и реализации грузовиков Shacman SX5238.

«Приостановлено действие одобрения типа транспортных средств (ОТТС), выданного в отношении грузовых автомобилей SHACMAN типа SX3258, - говорится в сообщении. - Причиной принятия данного решения является выявленное в рамках проведенных контрольных мероприятий несоответствие транспортных средств SHACMAN типа SX3258 целого ряда обязательных требований, предъявляемых к колесным транспортным средствам, а именно в части шумовых ограничений, задних противоподкатных и боковых защитных устройств и т.д.».

Что интересно, за несколько дней до этого на сайте российского представительства Shacman появилось опровержение: «В связи с появившейся информацией в сети интернет о предстоящем отзыве одобрений типа транспортного средства и запрета продаж автомобилей марки SHACMAN, сообщаем, что данная информация не соответствует действительности». А следом, 9 февраля, было опубликовано сообщение, из которого следует, что компания немедленно сворачивает дальнейшие продажи SX3528.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Shacman — марка грузовых автомобилей, выпускаемых заводом Shaanxi Heavy Duty Automobile Co. в китайской провинции Шэньси. Завод основан в 1968 году для выпуска армейских грузовиков. С 2000 года компания Shaanxi начала выходить на иностранные рынки. Название «Shacman» (Shaanxi+MAN) появилось как результат сотрудничества китайского завода с концерном MAN (Германия) в 2004 году.

Не только Shacman

Что же именно не устроило Росстандарт?  «Это избыточный уровень шума, недостаток боковой защиты и неправильная конструкция противоподкатного бруса: если в грузовик вдруг врежется легковушка, эта конструкция должна защитить ее водителя и пассажиров. Теоретически нет ничего сложного, чтобы эти проблемы устранить. Проблемы с шумом решаются либо установкой других глушителей и дополнительной шумоизоляции. А все, что касается защиты боковой и задней: срезается то, что было установлено на конвейере, после чего ставятся более мощные конструкции», - поясняет редактор-эксперт Quto.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Кованов.

Позицию самого Shacman узнать не удалось, наш запрос в российское представительство компании остался без ответа. Что, впрочем, и не удивительно: производитель в принципе не комментирует сложившуюся ситуацию. Единственный момент – в Shacman указывают на то, что в испытаниях на полигоне НАМИ (по итогам которых и было принято решение об отзыве ОТТС) принимала машина, уже бывшая в эксплуатации. А значит, она запросто могла подвергнуться каким угодно переделкам и переоборудованию.

Тем не менее, прецедент есть, и он для российского рынка грузовиков крайне важный. Более того, под ударом еще несколько производителей. 5 февраля глава Минпромторга Антон Алиханов на заседании комиссии Госсовета по направлению «Промышленность» заявил буквально следующее: 

«Мы уже провели такой анализ по грузовикам, и выявили серьезные нарушения по автомобилям трех китайских марок, которые просто нельзя допускать на дороги. По таким кейсам будем предпринимать меры – вплоть до отзыва сертификата – работать с Генпрокуратурой».

На испытаниях одна машина, в продаже – совсем другая

А теперь самый главный вопрос: как такое в принципе могло произойти? Машина проходит все необходимые проверки, получает ОТТС, стартуют продажи – и вдруг технику признают не соответствующей стандартам? 

«Все предельно просто. Сертификаты зачастую делаются на основе армянских, киргизских и белорусских протоколов испытаний, - такие документы не могут показать российскому потребителю, что это действительно безопасное транспортное средство. В случае с Shacman, насколько мне известно, именно эта история: протоколы, выданные в других странах», - рассказывает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. 

Эксперт указывает на еще один момент: «Допустим, выпустили ОТТС, и в нем написано, что и как протестировали. Но китайские производители так часто меняют комплектацию своих автомобилей, что отследить, действительно ли там стоят те компоненты, которые были при сертификации, просто невозможно. В результате мы можем увидеть идеальный автомобиль на сертификации, но в реальной жизни будет продаваться нечто совершенно другое. Ситуация неприятная, и, боюсь, не последняя: с грузовиками Sitrak все ровно то же самое».

Прецедент опасен еще и тем, что могут возникнуть вопросы к другим моделям Shacman: не повторится ли с ними сценарий, который отправил в нокаут модель SX3528 – большой вопрос. «Это только первая часть многосерийной новеллы, которая неизвестно чем закончится», - говорит Алексей Кованов.

Рынок без техники не останется

Что может сделать производитель? Собеседник Mashnews вспоминает похожую историю с электрокарами марки Jaguar: компания была вынуждена выкупить у владельцев их автомобили и затем машины утилизировать. 

«Для китайцев это самый простой вариант, но и самый затратный. Самосвал в среднем стоит 10 млн рублей – умножаем эти 10 млн на 2177 грузовиков, и получаем очень солидную сумму», - отмечает эксперт.  

Есть и второй вариант: провести отзывную компанию, устранив все недостатки. Однако здесь тоже встречаются подводные камни. Для того чтобы сделать машину менее шумной и более безопасной, необходимо не только внести ряд изменений в конструкцию, но и оформить расширение для ОТТС. А владельцу, соответственно, придется переоформлять все свои грузовики в ГИБДД. Можно пойти другим путем и узаконить доработки в сертификационных лабораториях, уточняет Алексей Кованов: «Но на сегодняшний день все они перегружены, и я не представляю, что нужно сделать, чтобы оперативно легализовать эти несколько тысяч машин».

Не исключено, что сложившаяся ситуация сильно ударит по репутации Shacman на российском рынке, а следом нечто похожее произойдет и с другими китайскими производителями грузовиков. Тем более что довольны ими далеко не все: хорошо известна история, когда дилеры Shacman предлагали покупателям заменить всю проводку за 400 тыс. рублей – жалоб на нее было достаточно.

По мнению эксперта Quto.ru, поднебесные грузовики показали себя в российской эксплуатации не очень хорошо, и это «китайское окно» может закрыть КАМАЗ. «Если он будет перегружен заказами, есть белорусский МАЗ, который также делает достойную технику. В любом случае, замена технике из КНР найдется, и какой-либо паузы, лакуны на нашем рынке не возникнет», - убежден Алексей Кованов.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!