На площадке «Северстали» в Колпино внедрили модель машинного обучения
Она помогает избегать аварийных простоев на стане 5000 из-за поломок электродвигателей.

Фото: «Северсталь».
Решение разработано ИТ-командой «Северстали» совместно с технологами листопрокатного цеха и экспертами центра технологического развития производства трубного проката.
Процесс прокатки осуществляется в горизонтальной реверсивной клети «Кватро 5000». Её работа обеспечивается двумя электродвигателями, для которых нужно рассчитывать моментную нагрузку.
Ранее оператор задавал настройки клети, опираясь на собственный опыт, что было не оптимально. Сейчас показатель момента силы вычисляется с помощью модели машинного обучения.
Перед прокаткой оператор поста управления задаёт параметры деформационного режима, а затем нажимает на кнопку «Рассчитать режим». Программа вычисляет зазоры и обжатия, передавая данные в модель, которая прогнозирует моменты силы двигателей и отображает результаты. Если рассчитанное значение превышает предел, оно выделяется жёлтым или красным цветом. Так подаётся сигнал оператору о необходимости изменения параметров или принятия других мер для снижения моментных нагрузок при фактической прокатке.
Наше решение обеспечивает точную адаптацию к изменяющейся нагрузке, повышая энергоэффективность и снижая износ оборудования, рассказала директор «Северсталь Диджитал» (руководитель кластера «Искусственный интеллект» в ИТ «Северстали») Светлана Потапова.
«Уже в первом полугодии это позволило сократить аварийные простои стана 5000 на 3,9 часа с экономическим эффектом 4,53 млн рублей. При этом система имеет интуитивно понятный интерфейс, привычный оператору».
«Центр переработки металла» в Колпинском районе Санкт-Петербурга специализируется на производстве заготовок из металлопроката для нужд предприятий машиностроения (в том числе производителей «желтой техники»), судостроения, энергетического сектора (в том числе ветроэнергетики), а также строительной индустрии.