Мутные окна РИЦ. Европейские вагоны ФПК рискуют остаться без стекол
Тверской вагоностроительный завод 7 лет не может заменить окна в международных вагонах Федеральной пассажирской компании.
Санкции против гарантии
Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) пытается избавиться от необходимости заменять вышедшие из строя стеклопакеты в 18 вагонах РИЦ по заводской гарантии перед Федеральной пассажирской компанией (ФПК). У предприятия нет технической возможности провести замену, поскольку для изготовления окон использовалась немецкая огнестойкая резина и бельгийское листовое стекло. Сейчас это сырье недоступно из-за санкций.
9 декабря Арбитражный суд Москвы рассмотрит заявление ТВЗ, в котором вагоностроительное предприятие предлагает альтернативные способы решения проблемы, а 24 октября Девятый арбитражный апелляционный суд своим постановлением снизил неустойку ТВЗ с 237 млн рублей до 47 млн.
Снижение неустойки в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда объясняется тем, что сейчас сделать стеклопакеты на замену невозможно, хотя они и производились в России. Партию стеклопакетов для вагонов РИЦ по заказу ТВЗ в 2013 году выпустила «Производственная фирма «КМТ» - Ломоносовский опытный завод». Несмотрчна санкции, ТВЗ все равно обязан произвести замену стеклопакетов, соответствующее решение вынесено еще в марте 2022 года Арбитражным судом Москвы.
200 вагонов международного стандарта RIC, которые могут использоваться как на российской колее шириной 1520 мм, так и на железных дорогах Евросоюза с колеей 1435 мм, были произведены по заказу «РЖД» для нужд ФПК в 2013 году. ТВЗ предусмотрел гибкие условия заводской гарантии - либо три года с момента выпуска, либо 700 тысяч км пробега. Но спустя несколько месяцев после начала эксплуатации в 18 вагонах стекла стали матовыми, также на них появились подтеки. ФПК потребовала устранить нарушения.
Переписка железнодорожников с вагоностроителями длилась до 2017 года, в ТВЗ не признавали проблемы со стеклами гарантийным случаем. На заводе считали, что причина — в неподходящих моющих средствах.
В 2016 году в ТВЗ были готовы пойти навстречу и заменить спорные стекла, но только при условии, что со стороны ФПК это не будет восприниматься как признание вины завода. Но тогда до замены дело не дошло. ФПК обратилась в суд, а ТВЗ стал доказывать, что стеклопакеты в вагоны были поставлены качественные и претензий при приемке к ним никаких не было. Уже когда вагоностроителей обязали замену и выяснилось, что сырья нет, ТВЗ предложил альтернативу — полировку окон. Но в ФПК от этого решения отказались.
СПРАВКА MASHNEWS
- Габарит RIC (Reglamento Internazionale delle Carrozze) это стандарт Международного союза железных дорог для поездов, курсирующих по странам Европы по колее 1435 мм. В России вагоны этого габарита называют РИЦ.
- В годы СССР вагоны для международного сообщения закупались на немецком заводе в Герлице. Последняя поставка таких вагонов состоялась в 1994 году. В 2012 году на балансе ФПК было 247 вагонов габарита RIC, средний возраст которых составлял 27 лет, при этом сами вагоны были рассчитаны на 28 лет эксплуатации. Главная особенность вагонов — возможность смены тележки под колею необходимой ширины.
- Российские вагоны габарита RIC производились в рамках трехстороннего договор между РЖД, ТВЗ и Siemens.
- Конструкционная скорость вагонов на колее 1520 мм — 160 км/ч, на колее 1435 мм — 200 км/ч.
Вместо заграницы
Спорные вагоны с окнами, требующими замены, сейчас не используются. Однако составы с вагонами стандарта RIC курсируют на российских железных дорогах. Специальные фирменные поезда ФПК из них не формирует, пассажиры, как правило, узнают, что поедут в необычном вагоне, уже при посадке. Пользователи соцсетей сообщали, что вагоны РИЦ попадались им на направлениях «Москва-Казань», «Москва-Адлер» и «Москва-Мурманск».
Вагоны РИЦ более узкие, плацкартов не предусмотрено, в купейных вагонах 32 места, а не 36. В каждом купе под столиком имеется раковина, есть откидные столики на нижних пассажирских сидениях. Еще одно важное отличие — во всех вагонах индивидуальные кондиционеры, которые работают в том числе и во время остановки поезда.
Таким образом, можно утверждать, что вагонам РИЦ повезло больше, чем скоростным поездам «Стриж», которые ФПК вынуждена была вывезти из эксплуатации из-за проблем с запчастями. (Подробнее о судьбе «Стрижей» читайте в материале Mashnews)
Тем не менее, спор ФПК и ТВЗ показывает, что ремонтировать стеклопакеты в вагонах РИЦ в прямом смысле нечем.
«На текущий момент у ТВЗ действительно отсутствует доступ к ряду необходимых иностранных комплектующих, таких как огнестойкая резина и окрашенное стекло для вагонов РИЦ. Это усложняет любые возможные замены, поскольку запчасти (особенно такие, как стеклопакеты, двери и другие элементы с особенными спецификациями) сложно или невозможно заменить на российские аналоги без пересмотра сертификации и существенных изменений в конструкции», - сообщил Mashnews эксперт консалтинговой компании «Рельсы&Шпалы» Артем Ужанский.
Непростые стекла
«Для вагонов типа «Сапсан» и РИЦ требуются особенные стеклопакеты, которые обеспечивают, помимо прочности, высокие требования по шумоизоляции, светопропусканию и сопротивлению к изменениям температуры. Стеклопакеты включают огнестойкие компоненты и сложные многослойные покрытия, которые необходимы для поддержания необходимых сертификатов безопасности и международных стандартов. Стекла для «Ласточек» менее сложные по техническим требованиям, так как поезда эксплуатируются в не таких сложных условиях и имеют иную конструкцию остекления, что облегчает их производство на российских заводах», - привел пример Артем Ужанский.
В России есть собственное производство стекол для «Ласточек», их изготавливает Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина (ОНПП, входит в «Ростех»). В Санкт-Петербурге выпускают стекла для «Сапсанов» и поездов метрополитена. В 2026 году «Мосавтостекло» планирует открыть предприятие по выпуску стекол для скоростного транспорта. Но конкретно для вагонов РИЦ стекла в России не делают.
«Это не вопрос к производителям стекольных изделий, и проблема не в уникальности изделий, а к конструкторам данных транспортных средств. Любое изменение в конструкции, связанное с жизнью людей и безопасностью перевозок, строго регламентировано и регулируются утвержденными государственными нормативами и проектом самого транспортного средства», - сообщил Mashnews директор Центра компетенций стекольной промышленности «Стеклоград» Марк Эдельманн.
Эксперт подчеркнул, что даже если российские производители стекла создадут аналог, который ни в чем не уступает импортному материалу, то он должен пройти испытания, утверждения, в проект транспортного средства должны быть внесены изменения. «В изготовлении подобных изделий я не вижу особых технологических проблем», - сказал Марк Эдельманн, весь вопрос в согласованиях.
«Применение других, даже отечественных аналогов стекол, к сожалению, сопряжено с проблемами сертификации и соответствия требованиям безопасности. Например, остекление вагонов РИЦ было специально разработано с учетом международных стандартов, а также климатических и эксплуатационных условий, которые не всегда могут быть достигнуты отечественными производителями. Переход на новые виды остекления требует не только разработки нового технического решения, но и полного пересертифицирования вагонов — задача трудоемкая и финансово затратная», - сообщил Артем Ужанский.
С учетом сложности процедуры согласования и того, что парк вагонов РИЦ относительно небольшой, эксперт полагает, что в первую очередь ФПК будет стремиться обслуживать его за счет выведенных из эксплуатации вагонов. Причем, по словам собеседника редакции, эта практика может быть расширена и затронуть не только стекла.
«При отсутствии запасных частей, в случае значительных повреждений или поломок, ФПК, скорее всего, придется прибегнуть к так называемому «каннибализму» — разбору неиспользуемых вагонов на запчасти для продления срока службы других. Если этот метод окажется недостаточным, изношенные вагоны могут быть списаны», - предположил Артем Ужанский.
Суд да замещение
Примечательно, что драйвером для импортозамещения в сегменте стеклопакетов для вагонов РИЦ может стать судебная машина.
Как сообщил Кирилл Никитин, адвокат, руководитель дирекции юридической фирмы VEGAS LEX, проанализировавший по просьбе Mashnews обстоятельства спора, сам факт, что сейчас ТВЗ обратился в суд, может свидетельствовать о том, что удастся найти альтернативное решение.
«При рассмотрении данного заявления суд, с учетом всех обстоятельств, может изменить способ исполнения ТВЗ гарантийных обязательств, например, путем замены номенклатуры товаров», - пояснил эксперт.
Но рассчитывать на то, что ради 18 вагонов может быть разработано инновационное стекло, не стоит. Речь в судебном споре идет только о 18 вагонах, претензии к которым возникли в первые годы эксплуатации. Если из строя впоследствии вышли другие вагоны, то заводская гарантия на них уже не распространяется.
Кирилл Никитин пояснил, что в данном случае разбирательство ведется именно по гарантии производителя. ФПК, когда обращалась в суд, успела подать заявление до истечения трехлетнего срока с момента поставки. «При этом подача искового заявления прерывает течение срока давности, и дальнейшая длительность судебного разбирательства не имеет правового значения», - пояснил Кирилл Никитин.
Стоит отметить, что судебный спор из-за стеклопакетов не нарушил тесного сотрудничества ТВЗ и ФПК. В 2023 году Федеральная пассажирская компания приобрела у Тверского вагоностроительного завода продукцию на 35 млрд рублей.
ТВЗ и ФПК на запросы Mashnews не ответили.