14 июня 2024 10:51
читать 15 минут

«Стрижи» вернутся? ФПК изымает запчасти для законсервированных испанских поездов

Федеральная пассажирская компания (ФПК) добилась принудительного взыскания запчастей для скоростных поездов «Стриж» на сумму 535 млн рублей. Детали принадлежат изготовителю поездов - испанской компании Patentes Talgo S.L. Сами поезда два года назад сняли с маршрутов из-за сложностей с техническим обслуживанием. Смогут ли «Стрижи» вернуться в строй, выяснял Mashnews.

Детали в счет долга

6 июня Арбитражный суд Москвы вынес решение в пользу Федеральной пассажирской компании (ФПК) - она может принудительно забрать запчасти и оборудование для сделанных в Испании поездов «Стриж» на сумму 535 млн рублей. Детали принадлежат изготовителю - компании Patentes Talgo S.L. и находятся в ФПК на ответственном хранении с 2022 года.

Задолженность Patentes Talgo S.L. перед ФПК образовалась из-за того, что испанская компания в 2022 году, ссылаясь на санкции Евросоюза, отказалась исполнять свои обязательства по техническому обслуживанию поездов «Стриж».

Patentes Talgo S.L. пыталась расторгнуть договор в одностороннем порядке. Однако в сентябре 2023 года Арбитражный суд Москвы пришел к выводу, что действия испанского контрагента незаконны. Так что договор, заключенный в 2014 году на 40 лет, должен продолжать действовать.

Patentes Talgo S.L. оспаривала это решение в апелляции и кассации, ссылаясь на то, что ряд деталей, в частности, амортизаторы, нельзя доставить в Россию. Но в российских судах посчитали, что санкции не являются обстоятельством непреодолимой силы, поэтому испанская компания должна предпринять исчерпывающие меры для выполнения своих обязательств.

Параллельно ФПК требовала от Patentes Talgo S.L. погасить образовавшийся долг за неисполненное технобслуживание. В июле 2022 года он составлял 220 млн рублей. Арбитражный суд Москвы обязал испанскую компанию его погасить, Patentes Talgo S.L. безуспешно оспаривала сам факт задолженности в вышестоящих инстанциях, а суммы, между тем, росли, в конце 2022 года с компании требовали уже 381 млн рублей за счет неустоек.

Patentes Talgo S.L. не спешила платить по счетам, к апрелю 2024 года «набежало» еще 779 млн рублей, общая сумма долга превысила 1,16 млрд рублей.

Тогда ФПК подала новый иск, на этот раз в связи с бездействием судебных приставов. Компания потребовала произвести оценку арестованного имущества Patentes Talgo S.L., а это более чем 6100 деталей для «Стрижей», хранящихся сейчас на складах депо Москва-Киевская Московского филиала ФПК. Следующим этапом должна стать их реализация в счет долга. Предварительная оценка уже проведена. Имущество, которое изначально стоило более чем в 5 млн долларов, оценено в 205 млн рублей. На обжалование у испанской компании есть месяц.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Семь поездов «Стриж» с 20 вагонами, произведенными испанской компанией Talgo, были приобретены РЖД в 2014 году для международного сообщения. Изначально планировалось использовать эти поезда в том числе и на участке между Москвой и Киевом, но эта идея не была реализована.
  • «Стрижи» до пандемии курсировали на маршруте Москва-Минск-Варшава-Берлин, но в 2020 году после закрытия границ поезда стали использоваться для перевозки пассажиров из Москвы в Нижний Новгород. В марте 2022 года эксплуатация «Стрижей» была приостановлена.

Испанский вагон с российским локомотивом

Электропоезд «Стриж» - это вагоны испанского производителя с отечественными локомотивами: ЭП20 - электровоз двойного питания производства Новочеркасского электровозостроительного завода, ЭП2К - электровоз постоянного тока и ТЭП70БС – магистральный тепловоз Коломенского завода, сообщила Mashnews научный сотрудник Лаборатории прогнозирования региональной экономики Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дарья Плотникова.

Для пассажиров главная особенность скоростных поездов «Стриж» - наличие спальных мест в вагонах. Поэтому, как отметила Дарья Плотникова, «Стриж» мог бы заменить «Ласточку» на маршруте «Москва-Минск», сейчас пассажиры едут все семь часов сидя.

В теории «Стрижи» могли бы курсировать вместо части «Сапсанов» на участке «Москва-Санкт-Петербург». То, что время в пути составляет всего четыре часа, вряд ли может создать сложности, считает Дарья Плотникова, на маршруте «Москва — Нижний Новгород» продолжительность поездки также составляла четыре часа, что не помешало использовать «Стрижи» на этом участке.

Правда, даже если ФПК получит детали для поездов, просто так вывести на маршрут «Стрижи» и начать их эксплуатировать нельзя. Собеседница редакции обратила внимание, что производство пассажирских вагонов «Стриж» в отличие от «Ласточек» никогда не планировалось локализовывать в России. Соответственно, если будет принято решение о возвращении «Стрижей», то рано или поздно встанет вопрос с запчастями (ведь не все же комплектующие, есть в арестованной партии деталей). И даже возможности реверс-инжиниринга вряд ли решат проблему, ведь оригинальные комплектующие заведомо будут дешевле за счет масштабного промышленного производства.

«В Россию всего было поставлено 7 составов «Стрижей» по 20 вагонов испанского производителя Talgo. Это были уникальные поезда для нашего рынка и в целом редкие даже по международным меркам. Их закупали для обеспечения прямого сообщения с европейскими странами. Ключевой особенностью поездов была система автоматического изменения ширины колеи: благодаря ей и оптимизации пограничного контроля должно было существенно сократиться время в пути следования.  Но даже без учета этого конструкция вагонов Talgo не имеет аналогов в мире в ходовой части – реализовано безосное исполнение тележек, а большинство вагонов в составе стоит на одной колесной паре, расположенной в зоне сочленения», - рассказал Mashnews  управляющий партнер, сооснователь Rollingstock Agency и одноименного Telegram-канала Александр Поликарпов.

Эксперт отметил, что приобретение «Стрижей» было обусловлено тем, что в начале 2010-х РЖД планировали выйти на европейский рынок как железнодорожный пассажирский перевозчик. Однако после 2014 года все изменилось, а когда «Стрижи»  перекинули на внутрироссийское сообщение, уникальные технические особенности этого поезда оказались уже излишни.

«В настоящее время возможно путем каннибализации части составов и использования запчастей со складов обеспечить работу «Стрижей», но эта будет временной мерой с очень сомнительным экономическим результатом», - подчеркнул Александр Поликарпов.

По словам эксперта, перспектива возобновления движения «Стрижей» лежит в плоскости  экономической целесообразности, и если бы остро встал вопрос о том, что такие вагоны, как у Talgo, и комплектующие к ним, надо производить в России, то организовать это было бы технически вполне возможно.

«Вагоны Talgo – это вагоны локомотивной тяги с комфортным салоном для длительных поездок. Аналогичные вагоны локомотивной тяги может выпускать Тверской вагоностроительный завод (входит в Трансмашхолдинг), а уровень комфорта поездов определяется запросом и бюджетом заказчика. В прошлом году на Тверском вагоностроительном заводе было выпущено более 950 вагонов локомотивной тяги», - привел пример Александр Поликарпов.

Сейчас для российских компаний приоритетными является обеспечение работоспособности «Сапсанов», импортированных от немецкой Siemens Mobility, и «Ласточек», парк которых в одной части был также импортом из Германии, в другой – выпускался в России с применением технологий Siemens, объясняет эксперт.

«Как показал опыт последних двух лет, железнодорожники и производители успешно решают вопрос с техническим обслуживанием и ремонтом «Сапсанов» и «Ласточек».  более того «Синара транспортные машины» с прошлого года выпускает «Финисты» – которые во многом является развитием «Ласточек», - отметил Александр Поликарпов.

Он сомневается, что ФПК, инициируя получение деталей, действительно хочет возобновить движение «Стрижей».

«Испанские поезда могут быть проданы в дружеские среднеазиатские страны – Казахстан и Узбекистан, в которых также эксплуатируются вагоны Talgo и представлена колея 1520 мм», - предположил эксперт.

«Решение о «расконсервации» поездов «Стриж» может зависеть не только от экономической составляющей, но и от возможности эксплуатировать составы здесь и сейчас. Как мы помним, в отечественных аналогах «Ласточки» – электропоездах ЭС104 «Финист», уже были отмечены ряд проблем (ключевое преимущество электропоезда - российское тяговое оборудование, но у всех составов возникли проблемы с заклиниванием тяговых двигателей)», - отметил заведующий лабораторией прогнозирования региональной экономики Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков.


Судьба Talgо

«Суды предписали ответчику исполнить обязательства по договору, а в случае неисполнения – выплачивать примерно по 1,4 млн рублей за каждый день неисполнения решения суда. При этом Patentes Talgo S.L. продолжала обжаловать судебные решения, последняя инстанция – Верховный суд РФ – отклонила их кассационную жалобу 30 мая этого года. Взыскание в случае неуплаты может быть обращено на арестованное оборудование», - сообщил Mashnews научный сотрудник Российского центра компетенций и анализа стандартов Организации экономического сотрудничества РАНХиГС Кирилл Черновол.

Таким образом, даже если детали для «Стрижей» будут обращены во взыскание, долг Patentes Talgo S.L. перед ФПК все равно останется и будет расти.

«В такой ситуации ФПК может попробовать обратить взыскание на иное имущество контрагента, например, в соседних «дружественных» юрисдикциях, в которых Patentes Talgo S.L. может осуществлять деятельность. В зависимости от выбранной страны имеются различия в порядке признания и приведения в исполнение российских решений, – но во многих действует и упрощенный порядок. Это означает, что если ФПК выберет такой путь, заново проводить разбирательство не потребуется – юрисдикционный орган лишь проверит наличие определенных критериев и, в случае их соблюдения, сможет начать процедуру исполнения», - сообщил Mashnews юрист Практики специальных проектов юридической фирмы Vegas Lex Владислав Бедросов.

Неустойка, которая увеличивается на 1,4 млн рублей ежедневно, — это попытка ФПК заставить Patentes Talgo S.L. выполнять свои обязательства по обслуживанию поездов. Владислав Бедросов пояснил, что судебные решения, в которых должника обязывают производить какое-либо действие, сложны в исполнении, поэтому кредиторы, как правило, просят суд назначить дополнительную ответственность за нарушение. Суд назначил неустойку в размере 1,4 млн рублей в день, но  Patentes Talgo S.L. все равно не стала обслуживать «Стрижи». Поскольку с точки зрения ФПК договор остается действующим и  Patentes Talgo S.L. его не исполняет, то задолженность испанского контрагента продолжает увеличиваться.

По словам Владислава Бедросова, разрешить накопившиеся противоречия можно было бы в Международном арбитражном суде при Международной торговой палате. Однако еще в ноябре 2022 года ФПК добилась запрета на рассмотрение спора с  Patentes Talgo S.L. в международных судах.

В ФПК на запрос Mashnews сообщили следующее: «Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2024 по делу № А40-88983/2024 касается исполнительного производства, возбужденного в отношении испанской компании Patentes Talgo S.L. Меры в отношении арестованного имущества принимаются судебными приставами в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». АО «ФПК» принимаются все предусмотренные законом меры по защите прав российского перевозчика от неправомерных действий иностранного контрагента».

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент