20 февраля 2024 10:43
читать 5 минут

Московскую компанию обязали заплатить за бракованные клапаны на атомоходах «Урал» и «Сибирь»

Инжиниринговую компанию «Стройкапитал XXI», поставившую для атомных ледоколов проекта 22220 некачественные клапаны, обязали выплатить Балтийскому заводу деньги и компенсировать разницу в цене при закупке новых клапанов у другого производителя. Заявляясь на поставку оборудования для атомоходов, «Стройкапитал XXI» предложил цену за продукцию на 25% ниже, чем установил Балтийский завод.


«Стройкапитал XXI» должен перечислить Балтийскому заводу 61,9 млн рублей аванса, 14,2 млн рублей за покупку клапанов у АО «Пневматика» и 1,4 млн рублей за работу по демонтажу бракованного оборудования и установку нового. Такое постановление 5 февраля вынес Арбитражный суд Северо-Западного округа.

До этого аналогичные решение были вынесено судом первой инстанции и подтверждено в апелляции. У «Стройкапитала XX1» есть два месяца на обжалование.

История началась в 2018 году. Балтийский завод, на котором строятся атомные ледоколы проекта 22220, опубликовал объявление с открытым запросом предложений на поставку распределительных клапанов для систем вентиляции двух судов с заводскими номерами  05707 и 05708 (это атомоходы «Урал» и «Сибирь»). Предприятие установило предельную цену на эту поставку — 93,5 млн рублей. Победителем тендера стала московская компания «Стройкапитал XXI», предложившая клапаны на 24 млн рублей дешевле предельной цены.

30 марта 2018 года Балтийский завод заключил договор поставки со «Стройкапиталом XXI». Всего компания должна была поставить 704 распределительных клапана, общая их стоимость, согласно договору, составила 68,799 млн рублей. Поставка прошла в два этапа — в декабре 2018 года клапаны были поставлены для атомохода «Урал», в ноябре 2019-го — для «Сибири».

1 февраля 2019 года «Стройкапитал XXI» получил от Балтийского завода 61,9 млн рублей — это 90% от суммы договора.

Через два года после первой поставки - 8 декабря 2021 года - судостроители составили рекламационный акт о том, что продукция имеет явные недостатки. Как утверждали на Балтийском заводе, клапаны не обеспечивали герметичность в системе дистанционно-управляемой арматуры.

В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа отмечается, что клапаны неоднократно возвращали изготовителю, но и после ремонта претензии к ним оставались.

«Стройкапитал XXI» пытался доказать, что суды неверно трактовали причины, из-за которых в изделиях были выявлены недостатки, и указывал на то, что ему отказывали в проведении судебно-технической экспертизы.

Одна экспертиза все-таки была - в августе 2021 года Балтийский завод обратился в ПАО «Автоматика» с предложением исследовать клапаны. Эксперты, как следует из текста решения Арбитражного суда Северо-Западного округа, выявили конструктивные недостатки клапанов и вынесли заключение, что необходимо изготовление новых деталей.

После этого обследования Балтийский завод принял решение расторгнуть со «Стройкапитал XXI» договор в одностороннем порядке. В итоге на атомоходы были установлены клапаны, сделанные другим поставщиком - АО «Пневматика», они оказались более чем на 14 млн рублей дороже клапанов «Стройкапитала».

Mashnews направил запросы участникам дела. На момент публикации ответы получены не были.

У «Стройкапитал XXI», судя по официальному сайту компании, есть опыт поставок различных узлов судостроительным предприятиям. Для нужд Балтийского завода «Стройкапитал XXI» ранее поставлял вакуумные системы очистки палуб для атомных ледоколов, системы подачи воздуха к пневмокостюмам, регуляторы температуры прямого действия с двумя термобаллонами. Для Средне-Невского судостроительного завода компания сделала вакуумную систему, для Адмиралтейский верфей — автоматическую машину раскроя листа. Также в числе партнеров «Стройкапитал XXI» указывает «Лукойл», «Роснефть», «Новатэк», Пермский завод «Машиностроитель».

По итогам 2022 года выручка «Стройкапитала XXI» составила  96,8 млн рублей, чистая прибыль — 6,9 млн рублей.

 

СПРАВКА MASHNEWS

  • Балтийский завод сейчас судится из-за поставок оборудования для других атомоходов проекта 22220 — в частности, компания пытается взыскать банковские гарантии за непоставленные дизель-генераторы для атомоходов «Якутия» и «Чукотка» с финской Wartsila Oyj Abp. Подробнее об этом споре можно прочитать здесь.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент