Морской газотурбинный двигатель мощностью 25 МВт создадут в России
В России разработают аванпроект морского газотурбинного двигателя мощностью 25 мегаватт за 47,8 млн рублей. Соответствующий конкурс на проведение научно-исследовательской работы объявлен Минпромторгом.
Двигатель создадут в рамках одной их трёх объявленных в ноябре НИР в сфере морского газотурбостроения. Срок её завершения – 2023 год.
В 2017 году «ОДК-Сатурн» окончило три опытно-конструкторских работы по разработке и постановке на опытно-поставочное производство корабельных ГТД: ОКР «М70ФРУ-Р», ОКР «Агрегат ДКВП» и ОКР «М90ФР».
Наиболее мощный российский морской ГТД сейчас – это М90ФР (27,5 тыс. л.с./20,2 МВт). Он войдёт в состав газотурбинных агрегатов для фрегатов проекта 22350 и корветов проекта 20386.
Планируется также использовать их в силовой установке перспективных фрегатов проекта 22350М. Выход на серийное производство этих двигателей анонсировали вскоре после отказа Украины от поставки в Россию схожих ГТД ещё советской разработки.
По состоянию на март 2018 года рыбинское «НПО-Сатурн» изготовило по меньшей мере три таких двигателя.
По словам осведомлённого источника в отрасли, 25-мегаваттный двигатель создадут на базе М90ФР. Более мощным ГТД, рассказал собеседник MASHNEWS, оснастят корабли большого водоизмещения – речь идёт об эсминцах и авианесущих кораблях. Новый двигатель найдёт применение и в гражданском судостроении, подчеркнул он. «Вместе с тем необходимо прежде всего сосредоточиться на скорейшей организации полноценного серийного производства импортозамещённых ГТД – М70ФРУ, М70-ФРУ-2, М70-ФРУ-Р и М90ФР (реверс – ред.)», - резюмировал источник.
СПРАВКА MASHNEWS:
Разработка морских ГТД гражданского назначения предусматривалась ещё федеральной целевой программой «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы». Тогда планировалось создание семейства судовых газотурбинных двигателей мощностью 8, 16 и 25 МВт и газотурбинных агрегатов (ГТА) различного назначения на их основе, в том числе морских газотурбоэлектрогенераторов и газоперекачивающих агрегатов.
В современной России приступили к разработке отечественных корабельных ГТД (для военных кораблей) в 2014 году. Три года спустя «ОДК-Сатурн» показало образец установки М90ФР мощностью 20,2 МВт. Заявленный КПД турбины составлял 36% против 32% у украинского аналога. Также разработаны и производятся ограниченной серией двигатели М70ФРУ, М70ФРУ-2 и М70ФРУ-Р. Их планируют вывести в полноценную серию, которая, как заявляют в Объединённой двигателестроительной корпорации, покроет потребности заказчика в ГТД.
Российскими газотурбинными двигателями планируют оснастить корабли и суда как существующих проектов, так и перспективных. Среди них – ракетные крейсеры проекта 1164, большие противолодочные корабли проекта 1155, фрегаты проекта 22350 и 22350М, сторожевые корабли проекта 11356, корветы проекта 20386, малые ракетные корабли проекта 22800, ракетные катера проекта 1241, десантные корабли на воздушной подушке проектов 12322, шифр «Зубр», и проекта 12061, шифр «Мурена» и другие.