23 ноября 2020 17:13
читать 6 минут

Анализ: На какие разработки в области корабельных ГТД Минпромторг выделит 3,7 млрд рублей

Министерство промышленности и торговли РФ объявило три открытых конкурса на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) в сфере морского газотурбостроения. Как следует из данных Единой информационной системы в сфере закупок, соответствующие конкурсы стартовали 13 ноября. Приём заявок завершится 7 декабря. Редакция MASHNEWS проанализировала данные закупок. 

Речь идёт о трёх НИР. Первая предполагает разработку экспериментальной технологии создания цифрового двойника морского газотурбинного двигателя (МГТД) и редуктора в составе агрегата (шифр «МГТД»), начальная цена – 2,5 млрд рублей. Срок завершения работы – 27 октября 2023 года.

В описании объекта закупки упоминается в частности создание цифровой технологии управления жизненным циклом морского ГТД и редуктора. Она позволит снизить сроки и стоимость создания новых изделий и их модификаций. Среди других задач, которые поможет решить НИР, перечислены:

  • Создание компьютерной модели с целью предиктивного анализа поведения изделия на базе двигателя М90ФР и редуктора в составе агрегата; 
  • Разработка технологии проектирования ГТД и редуктора морского применения на основе цифрового двойника, позволяющей получить заявленные технические характеристики изделия с минимизацией количества испытаний; 
  • Разработка технологии диагностики и прогнозирования технического состояния изделия в эксплуатации;
  • Создание IT-инфраструктуры для управления данными цифрового двойника, включающей цифровую платформу, прикладное программное обеспечение, систему хранения данных и вычислительные ресурсы; 
  • Разработка проекта регламента по взаимодействию эксплуатанта и разработчика морских газотурбинных агрегатов при сопровождении жизненного цикла изделий на основе цифрового двойника и другие.

Вторая НИР, шифр «МЭКС-Море», посвящена разработке малоэмиссионной камеры сгорания для МГТД и технологии ее изготовления. На эту работу выделят 872 млн рублей, плановый срок завершения – 15 ноября 2022 года.

В научно-исследовательскую работу входят следующие задачи:

  • Обеспечение соответствия нормам по эмиссионным характеристикам путём освоения технологии создания двухтопливной, малоэмиссионной камеры сгорания (МЭКС) для морских ГТД и ГТД морского базирования (буровые платформы); 
  • Разработка технологии изготовления МЭКС; 
  • Создание экспериментальной, двухтопливной, малоэмиссионной камеры сгорания для морских ГТД, работающих на жидком и газовом топливе, с уровнем эмиссии вредных веществ при работе: на газовом топливе – NОx
  • Модернизация стенда для доводки двухтопливных МЭКС.

Третья НИР, которой присвоили шифр «Сплав», обеспечит исследовательские работы по созданию жаропрочных коррозионностойких сплавов для турбин МГТД и соответствующих опытных технологий производства заготовок-демонстраторов«. Её оценили в 331 млн рублей. Срок завершения НИР – 15 ноября 2021 года. 

В ходе работы предполагается: 

  • Проведение исследовательских работ по созданию линейки сплавов для деталей морских газовых турбин, одновременно обладающих жаропрочностью на уровне авиационных сплавов и повышенной стойкостью к высокотемпературной солевой коррозии;
  • Отработка экспериментального литейного жаропрочного коррозионностойкого сплава с поликристаллической структурой и технологии его производства;
  • Оптимизация сплава СЛЖС5-ВИ, отработка технологии его производства и исследование его характеристик; 
  • Отработка технологии получения штамповок дисков из сплава СДЖС15;
  • Регламентирование процедуры подтверждения возможности применения материалов в конструкции морских ГТД, разработка методик и оборудования для исследования.

СПРАВКА MASHNEWS:
После прекращения военно-технического сотрудничества между РФ и Украиной в 2015 году николаевское предприятие «Зоря-Машпроект», созданное в советские годы и оставшееся после распада СССР на украинской территории, отказалось поставлять корабельные ГТД в Россию. Это сказалось на сроках постройки целого ряда кораблей для ВМФ. 

«ОДК-Сатурн» приступило к разработке отечественных корабельных ГТД в 2014 году. Три года спустя предприятие показало образец установки М90ФР мощностью 20,2 МВт. Заявленный КПД турбины составлял 36% против 32% у украинского аналога. Также разработаны и производятся ограниченной серией двигатели М70ФРУ, М70ФРУ-2 и М70ФРУ-Р (реверс – ред.). Их планируют вывести в полноценную серию, которая, как заявляют в Объединённой двигателестроительной корпорации, покроет потребности заказчика в ГТД.

Российскими газотурбинными двигателями планируют оснастить корабли и суда как существующих проектов, так и перспективных. Среди них – ракетные крейсеры проекта 1164, большие противолодочные корабли проекта 1155, фрегаты проекта 22350 и 22350М, сторожевые корабли проекта 11356, корветы проекта 20386, малые ракетные корабли проекта 22800, ракетные катера проекта 1241, десантные корабли на воздушной подушке проектов 12322, шифр «Зубр», и проекта 12061, шифр «Мурена» и другие.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Ведущий корреспондент