«Молния» без грома: московское метро создаст конкурента «Теслы»
В Москве представлен прототип нового отечественного электромобиля, который должен конкурировать с лидерами этого сегмента в бизнес- и премиум-классе. Разработка ведется силами столичного Департамента транспорта при участии «Московского метрополитена». В экспертном сообществе новинку встретили прохладно.

Предложение будет, спроса – нет
Представленный на днях автомобиль называется «Молния», это пятиместный седан D-класса. В качестве производителя указана Дирекция по развитию электротранспортных средств ГУП «Московский метрополитен», и на данный момент машина является одним из лидеров категории «дизайн транспортных средств» в конкурсе «Промышленный дизайн в России».
Заявлена 70-процентная локализация, комплектации от «эконома» до «премиума», а в качестве аналогов указаны Zeekr 007 и Tesla Model 3. По словам заместителя директора дирекции по развитию электротранспортных средств ГУП «Московский метрополитен» Павла Зембатова, цена и сроки начала производства являются конфиденциальной информацией. «Технические характеристики условные, но тот же самый запас хода – в районе 500 км», - говорит собеседник Mashnews.
«У меня две плохие новости для создателей этого электромобиля, - комментирует заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. - Плохая новость номер один: продажи «Теслы» падают. Плохая новость номер два: чтобы конкурировать с «Теслой», недостаточно просто сделать электромобиль. Нужно сделать историю, которая будет стоять за ним, некий имидж, который будет транслироваться на обладателя этого электромобиля. Конкурировать с «Теслой», даже если сможете повторить ее «в ноль», вы не сможете. Потому что за вами нет ничего. Это всё равно как взять имя часовщика, которые был известен в России конца 19-го века, заказать в Китае корпуса и рассказать, что вы конкурируете с “Ролексом”».
«Разработка электромобиля в D-классе обусловлена наличием высокого спроса при недостаточном предложении подобных моделей. В настоящее время 70% потенциального спроса на автомобили сегмента D в РФ не обеспечено релевантным предложением», - сообщают авторы проекта. Впрочем, цифры продаж электромобилей Zeekr говорят об ином, ими рынок на данный момент заполнен в достатке: только в 2024 году было реализовано более 7,6 тыс. экземпляров.
Вопрос конкуренции
Вопрос позиционирования и выбора сегмента удивляет главного редактора Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максима Ракитина. «Убийцы «Теслы» появлялись каждый день. И все они уже умерли. Конкурировать с «Зикром», с «Теслой» - это, конечно, здорово. Но почему бы не обратить внимания на сегмент, в котором, например, играет Evolute Pro, 1,5-2 млн. рублей? Зачем на практически мертвый рынок электромобилей вытаскивать еще один продукт, когда позиции «Зикра» и «Теслы» абсолютно непоколебимы?», - задается вопросом эксперт.
Впору вспомнить распиаренный проект под названием «Атом», о котором слышали все, но который до сих пор так и не пошел в производство. В его создание вложены колоссальные средства, над ним работала огромная международная команда – и пока особых успехов не видно. В таком случае, какие шансы у «Молнии», которая пока что является лишь одним из многих стартапов? Здесь мог бы пригодиться китайский опыт – а он довольно печальный.
«В Китае, который является мировым лидером по электромобилям, за последние годы возникало множество различных стартапов, связанных с электротранспортом. Большая часть из них, как и следовало ожидать, приказала долго жить, - напоминает Александр Фролов. – Притом, до момента закрытия многие успели выпустить ряд моделей. Эти машины даже некоторые люди покупали, однако теперь они сталкиваются с проблемами, связанными с доступом к запчастям и с обновлением программного обеспечения».
Рынок электромобилей уже поделен, уверен эксперт. Главный мировой игрок, говорит он, - компания BYD, второе место занимает хорошо известная российскому потребителю компания Geely, на третье опустилась Tesla. «Конкурировать с ними в массовом сегменте практически невозможно, про это можно забыть. Невозможно конкурировать и с топовыми игроками в премиальном сегменте, потому что там люди покупают не транспортное средство, а предмет премиального потребления. И рыночные законы действуют несколько иначе», - настаивает собеседник Mashnews.
Сложно стать «Роллс-Ройсом»
Действительно можно создать уникальный автомобиль, в том числе премиум-класса, но достаточно посмотреть на историю Aurus, чтобы понять очевидное эти машины, подозрительно похожие на Rolls-Royce, «Роллс-Ройсами» так и не стали. Покупают их, в отличие даже от параллельно-импортных Bentley, в единичных экземплярах, и живет этот бренд в основном за счет госсектора, в 2022 году лишившегося «Мерседесов» и «БМВ».
Кстати о госсекторе: «Возможно, «Молнию» будут продвигать как представительский автомобиль для чиновников, тогда обеспечение спроса может быть со стороны бюджета», - предполагает технолог опытного производства химических источников тока компании «АВЭКС» Андрей Корчун.
У «Зикра» также нет истории и создававшегося годами имиджа, однако за ним стоит огромный китайский концерн и огромный китайский рынок. Так на что же рассчитывают создатели «Молнии»? Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что дело в осознанной политике Москвы, транспортной и экологической: «В каком виде это будет представлено финально, сказать сложно. Может быть, случится повтор истории с «Москвичом 3е», когда мы видим, что это по сути китайский электромобиль. Но с российским значком». Предположение не лишено логики, поскольку о комплектующих «Молнии» пока никто ничего не знает – как и массовом производстве электромоторов, а также литий-ионных батарей для электромобилей в России.
«В идеале не следует дискриминировать машины с двигателями внутреннего сгорания, и при этом – параллельно – оставлять какие-то бонусы для электрокаров (Юшков говорит о переходе зарядных станция с бесплатного режима на платный – прим. ред.). Но даже если так, радикально рынок топлива и транспорта в Москве это не изменит», - уверен эксперт.
По сути, что у «Атома» за 4 млн., что у «Молнии», которая, очевидно, будет стоить еще дороже, путь только один – быть дорогой игрушкой в гараже тех, кто по каким-то причинам лишится возможности купить «Зикр» или «Теслу», например, когда на параллельном импорте окончательно поставят крест.