Минтранс отдаляет беспилотники. Ведомство расширяет зоны, недоступные для полетов
Минтранс намерен ужесточить правила
полетов беспилотников, увеличив радиус «неприближения» к объектам критической
инфраструктуры: аэропортам, промышленным предприятиям и т.п. В частных
структурах, выступающих за «открытое небо», негодуют, учитывая, что лишь
недавно некоторые ограничения смягчили. Промышленники запреты приветствуют. Аргументы
тех и других - в материале Mashnews.
Посмягчали и хватит
Министерство транспорта РФ планирует ужесточить правила полетов в и так зарегулированной беспилотной отрасли. С 1 сентября 2024 года в постановление правительства №138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ» могут быть внесены поправки.
Согласно предлагаемым изменением, нарушением при полете будут считать отклонение от маршрута на 10 километров, а также приближение к аэропортам и объектам ТЭК, транспортной и промышленной инфраструктуры на 30 км и менее.
При этом буквально недавно, 1 марта 2024 года, правительство в лице того же Минтранса жесткие ограничения для беспилотников смягчало. Стало можно не согласовывать полет БЛА вблизи аэропорта, если дрон не поднимается выше 100 метров над землей и находится на удалении более 10 км от контрольных точек аэродромов (2 км от посадочных площадок).
С 1 сентября, пишет «КоммерсантЪ», если предложения Минтранса поддержат в правительстве, высота 150 метров будет означать удаление от аэропорта на 30 километров. При этом самолет при заходе на посадку не снижается ниже 400 метров.
Еще в октябре 2022-го года комиссии при президенте РФ отмечали, что регуляторы лишь декларируют либерализацию.
«Позиционируемая регулятором либерализация нормативно-правовых актов на практике не работает должным образом, так как под предлогом борьбы за безопасность полетов реализуется запретительный подход. При этом статистические данные показывают, что количество легких воздушных судов в течение последних двадцати лет сократилось более чем в два раза…», - говорил помощник президента РФ Игорь Левитин (цитата из протокола совместного заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий и Комиссии Госсовета РФ по направлению «Транспорт» от 11 октября 2022 г.).
Мы и сами себя отрегулируем
Занятые в сфере беспилотной и малой авиации отмечают, что подобные меры не обезопасят аэропорты и другие важные объекты. Поскольку злоумышленники не соблюдают запреты Минтранса.
«На мой взгляд, введение дополнительных запретов для законопослушных российских граждан и организаций, владеющих беспилотниками, мало поможет защите НПЗ и жилых домов от воздушного террора Украины. Цели СВО должны достигаться, прежде всего, эффективной боевой работой частей Минобороны. Задачи ПВО решаются при помощи средств РЭБ и ЗРК, а не Воздушным кодексом и подзаконными актами. Свой вклад в защиту объектов инфраструктуры могут внести также другие федеральные органы исполнительной власти и ведомственная охрана. Но, повторюсь, применение различного рода «глушилок» - это вопрос факта, а не формального принятия очередных непродуманных нормативных актов или распоряжений», - считает кандидат юридических наук, автор телеграм-канала «Право и Дроны» Дмитрий Огородов.
Председатель правления Ассоциации малых авиапредприятий Сергей Детенышев пишет, что пользователи воздушного пространства могли бы регулировать себя сами, что было бы полезнее.
«Почти каждый принимаемый Минтрансом нормативный акт в лучшем случае оказывается декоративным и безвредным, но чаще он создает новые админбарьеры и новые возможности произвола в правоприменении, разрешая чиновникам на местах субъективно трактовать нормы. Мы предлагаем не ждать каких-то волшебных изменений в деятельности Минтранса и Росавиации, а дать малой авиации право на саморегулирование. Только этот механизм позволит снять сразу все админбарьеры, обеспечить стабильность развития отрасли и ее инвестиционную привлекательность, - заявил Детенышев в Telegram-канале Ассоциации.
Опасность высока
Есть, впрочем, и другое мнение - мнение тех, кто подвергается или может стать потенциальной целью вражеских беспилотников. Речь о предприятиях, особенно занятых в сфере ВПК.
Генеральный директор военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Анатолий Русин поддерживает ужесточения от Минтранса.
«Мы поддерживаем инициативу Минтранса о введении запрета на полеты над объектами промышленности. Опасность беспилотных летательных аппаратов в нынешней ситуации крайне высока. Мы понимаем, что все запреты такого рода направлены только на безопасность граждан и самих предприятий. Кроме этого, готовы рассматривать другие меры направленные на обеспечение безопасности», - сказал он Mashnews.
Дмитрий Огородов говорит, что лучше атаковать, а не защищаться, а открытое для беспилотников небо даже поспособствует ликвидации угрозы налетов со стороны Украины.
«Рассчитанная на собственных законопослушных граждан бумага не остановит атакующего противника. А, вот российскую беспилотную отрасль дополнительные запреты могут затормозить. Между тем эта сфера экономики как раз важна для укрепления обороны России. Как показал опыт СВО, из гражданского видеографа с «Мавиком», кормящего свою семью съемками рекламных роликов с воздуха, получается отличный корректировщик артиллерии с тем же самым «Мавиком». Развитие беспилотной отрасли и профессии внешнего пилота - залог не только развития экономики, но и прочной обороны», - считает эксперт.
Как ранее писал
Mashnews, власти России из-за участившихся нападений на нефтеперерабатывающие
заводы рассматривают возможность защитить их средствами ПВО, в частности, ЗРК «Панцирь».