21 марта 2024 16:52
читать 10 минут

НПЗ прикроют «Панцирями». Власти обсуждают защиту нефтепереработки от беспилотников

Атаки беспилотников на российские нефтеперерабатывающие заводы заставили государство взять решение проблемы в свои руки. Сейчас речь идет об оснащении НПЗ самоходными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь». Эксперты решение одобряют, но говорят и о рисках для рынка топлива.

Что предлагают

Государство решило подключиться к решению проблемы атак беспилотников на российские нефтеперерабатывающие мощности. 19 марта в Совете Федерации прошло совещание с участием сенаторов, представителей правительства РФ, Росгвардии и Генеральной прокуратуры РФ.

Всего за последний месяц атакам беспилотников подверглись 10 НПЗ. Нанесенный ущерб неизвестен.

Для эффективного противодействия новым вызовам следует разработать требования к системам обеспечения безопасности объектов, заявил на совещании Владимир Булавин, председатель Комитета СФ по обороне и безопасности.

Директор департамента развития газовой отрасли Минэнерго Артем Верхов сообщил, что министерство совместно с Росгвардией прорабатывает меры безопасности для НПЗ. По его словам, обсуждается установка на НПЗ зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь».

«Панцирь-С1» – самоходный зенитный комплекс, разработанный тульским Конструкторским бюро приборостроения имени А.Г. Шипунова. «Панцири» предназначены для ближнего прикрытия военных и гражданских объектов. «Панцирь» - практически единственный ЗРК, способный вести огонь на ходу.

Президент РФ Владимир Путин в ходе своего визита в Тулу в начале февраля текущего года заявил, что ЗРПК «Панцирь» пользуются большим спросом и «разлетаются, как горячие пирожки».

Reuters подсчитал, что общая производительность установок первичной переработки нефти, находящихся на аварийном простое в настоящий момент, равна 115 тыс. тонн в сутки, это 13% от суммарной мощности действующих первичных установок на НПЗ.

Артем Верхов считает, что это не будет проблемой.

«Мы можем в случае выхода какого-то оборудования из строя всегда перенаправить потоки топлива, главное, чтобы РЖД не подкачало», - сказал Верхов.
 

Как было

До настоящего времени никакого централизованного комплекса мер противодействия атакам и защиты от БПЛА не было, - рассказал Mashnews источник в нефтеперерабатывающей отрасли. - Это просто никак не регулировалось.

Существуют стандарты безопасности, но они относятся к эксплуатации производственных мощностей (стандарты МЧС, требования пожарной и химической безопасности и т.д.).

«Поэтому, столкнувшись с новыми угрозами, каждая компания решала проблему самостоятельно,  - рассказывает собеседник Mashnews. - Но очень сложно было все согласовывать. Так, чтобы установить систему РЭБ, нужно получить одобрение нескольких профильных ведомств, согласовать частоты и прочее. Реализовать все это не так просто. Фактически, без длительных согласований можно только натянуть защитную сетку. Сейчас, когда проблемой занялись централизованно, отрасль ждет новых регламентов».

 

Прямая и явная угроза

Государство не могло не заняться проблемой, так как угроза стала явной, констатирует руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко.

«Существовавшие регламенты безопасности, конечно, не могли предполагать массовых атак на НПЗ, - говорит эксперт. - Сейчас проблема должна быть решена более комплексно и быстро - когда позволят массово использовать средства РЭБ, а также разрешат устанавливать средства ПВО».

Государство, по мнению Мищенко, могло бы помочь нефтепереработке и в еще одной сфере - страховой. Эксперт полагает, что имело бы смысл учредить некий единый страховой центр, ориентированный на угрозы беспилотников, который осуществлял бы страховые выплаты.

«Это позволит компаниям не отвлекать собственные ресурсы, которые могут быть направлены на развитие, на инвестпрограммы и на финансовую стабильность компаний в целом», - указывает Мищенко.

 

Риски для рынка

Разрабатываемые меры безопасности для нефтеперерабатывающих заводов своевременны и важны для обеспечения непрерывного технологического  процесса производства топлив в России, отметила генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора («НААНС-Медиа») Тамара Сафонова.

«Рост цен на оптовые партии бензина и дизельного топлива отражает напряженную  ситуацию с атаками на инфраструктуру нефтепереработки в России», - говорит Сафонова.  

По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, в центре потребления Москва на 20 марта бензин Регуляр-92 торговался по 54216 рублей за тонну, Премиум-95 - по 67311 руб. за тонну., межсезонный «дизель» - по 69891 руб. за тонну. Если сравнивать с 1 марта, то с начала месяца рост оптовых цен на топливо составил 7,3%, 11,85% и 15,2% соответственно.

По словам Сафоновой, повышенный спрос на нефтепродукты связан с отсутствием полной информации о повреждениях конкретных установок. Из-за этого участникам рынка сложно объективно оценить объем выпадающей продукции на внутреннем рынке, что и ведет к росту спроса.

«В этой связи для исключения спекуляций на рынке очень важно представлять со стороны собственников НПЗ объективную оценку выпадающих объёмов производства», - считает Тамара Сафонова.

Также эксперт отмечает, что в сложившейся сложной ситуации для отрасли особое значение приобретает регулирование распределения моторного топлива на внутреннем рынке, то есть формирование плана поставок топлив от НПЗ в регионы, по заявкам, с учетом технических возможностей транспортировки.

Кроме того,  очень важен контроль за планами проведения ремонтно-профилактических работ на НПЗ и реализация мероприятий по защите объектов нефтегазовой и энергетической инфраструктуры.


Что может Ростех

Ростех рассказал Mashnews, что корпорация может предложить для борьбы с беспилотниками. Это продукция НИИ «Вектор» (входит в холдинг «Росэлектроника» Ростеха). В 2023 году на гражданский рынок было поставлено более 100 комплексов противодействия дронам линейки «Серп».

Заказчиками стали нефтедобывающие компании, предприятия ОПК, правоохранительные органы и частные клиенты.

В Ростехе пояснили, что мобильный комплекс обнаружения и противодействия БПЛА «Защита» предназначен для охраны объектов большой и малой протяженности. Он обнаруживает и противодействует дронам-нарушителям в азимутальном секторе 360 градусов. Систему можно применять на объектах, где используются собственные беспилотники.

В состав комплекса «Защита», помимо системы обнаружения, могут входить пассивная радиолокация (ПАРЛС), аппаратура радиомониторинга (РМ) и устройство подавления линейки «Серп-ВС».

Устройства обнаружения ПАРЛС и РМ  невидимы для других радиотехнических средств, так как работают в пассивном режиме. ПАРЛС может зафиксировать приближение дронов на расстоянии до 11,3 км. Аппаратура радиомониторинга пеленгует сигналы управления от пульта оператора БПЛА и позволяет определить его местоположение.

Устройство «Серп-ВС5» обеспечивает подавление сигналов навигационных спутниковых систем и сигналы управления от пульта оператора на частотах от 900 МГц до 6 ГГц. Изделие может подавить сигналы спутника навигационного в стандарте L1 на дистанции до 5 км при условии прямой радиовидимости и отсутствии промышленных помех.

Имеется модификация с расширенным диапазоном противодействия БПЛА до 430 МГц в варианте исполнения «Серп-ВС6». Оборудование позволяет решать задачи по защите объектов от роя БПЛА или от быстролетящих дронов типа FPV.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: