14 июля 2023 09:54
читать 8 минут

Минпромторг запретит покупать импортные беспилотники

Отечественным производителям беспилотников решили помочь запретами. Госструктурам не дадут покупать иностранные дроны уже этой осенью или чуть позже. Эксперты разделились во мнениях: одни считают, что запрет простимулирует локализацию производства, другие — что он создаст монополию.


Фото: mos.ru

По соображениям российскости

Первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков 12 июля на форуме «Иннопром» анонсировал новые запреты в сфере беспилотной авиации, которую в России решили освоить наскоком. Он говорит, что в рамках госзаказа запретят покупать иностранные беспилотники. При этом, согласно стратегии развития БАС, создавать свои беспилотники массово и качественно Россия должна научиться только к 2035 году.

«По осени, до конца года, введём запретные ограничения на закупку иностранных беспилотников для целей реализации государственного гражданского заказа», — цитирует выступление Осьмакова «Интерфакс».

Чтобы разобраться, какой беспилотник считать российским (ряд деталей, в первую очередь микрочипы, даже в произведённых в России беспилотниках — иностранные), планируется балльная система. Критерии сейчас проходят стадию общественных обсуждений.

По задумке Минпромторга, чтобы считать беспилотник российским, аппарату в будущем нужно будет набирать от 2100 баллов. Чем больше баллов, тем выше приоритет в конкурсе на заключение госконтракта. Например, до 200 баллов можно получить за отечественные винты или фюзеляж. Такое же количество дадут за разработку системы защиты от столкновений.

Подобные критерии российскости давно критикуют эксперты, но Минпромторг не хочет уступать. Дело в том, что фюзеляж сварить легко, а электронику создать сложно. Но когда за то и за другое дают одинаковое количество баллов, у производителей нет стимула тратить время и средства на более сложные процессы. Такая же проблема есть и в обычной авиации, в связи с чем в России не производят собственные двигатели.

Успех зависит от скорости: чем медленнее, тем лучше

Ограничения на закупку иностранных дронов помогут российским предпринимателям, но если будут вводиться постепенно, считает основатель и гендиректор компании «Флай-Дрон» Никита Данилов.

«Протекционистские меры, предлагаемые правительством, смогут простимулировать отечественных производителей в том случае, если будут вводиться постепенно, о чём, собственно, сейчас и идёт речь. Именно такой подход обсуждался на »Иннопроме«. Моментальный запрет — это всегда плохо, так как к нему промышленность физически не сможет подготовиться, а значит, и производить достаточное количество чисто российских беспилотников», — говорит Данилов.

«Тут не хотелось бы скатиться к переклейке шильдиков с китайских на русские. На самом деле проблема даже не в приобретении за рубежом самих беспилотных летательных аппаратов, а в закупке комплектующих к ним, что сейчас вынужденно практикуют многие российские компании, занимающиеся дроностроением. Одномоментно импортозаместить всё просто нереально. Так что, скорее всего, будет иметь место стадийность запрета», — считает он.

Полной локализации производства нет практически ни у одного производителя в мире. То есть в каждом национальном дроне есть иностранная частичка.

«Чтобы выйти на полную локализацию, нужны инвестиции в собственные разработки, которые государство планирует обеспечить не только через закупку дронов, но и через субсидирование беспилотной отрасли. В принципе, такой подход является рыночным», — говорит Данилов.

В Минпромторге пояснили, что запрет не будет распространяться на ситуации, в которых полностью отечественный дрон купить нельзя. Таким образом, чиновники обещают, что пока российские компании не создадут что-то своё, то ограничения не должны действовать в полную силу.

«Этот инструмент (запрет — прим. ред.) не исключает возможность закупки иностранной продукции, если нет отечественного аналога«, — пишут чиновники.

В ведомстве подчеркнули, что из года в год госзаказ будет расти. Отрасли должны помочь регионы, которые станут создавать свои производства беспилотников. Ранее MASHNEWS писал, как будут выглядеть региональные фабрики дронов.

СПРАВКА MASHNEWS:
По данным из Стратегии развития беспилотной отрасли, доля российских компонентов на рынке БАС (внутри страны) сейчас составляет 22%. К 2030 году, когда завершается основной этап стратегии, доля должна увеличиться на 80%. При этом замминистра Василий Осьмаков уже заявил, что стратегию будут менять.

Телегу с лошадью поменяют местами


Фото: mos.ru

Василий Осьмаков 12 июля уже заявил, что недавно разработанную Стратегию развития отрасли БАС будут менять.

«Понятно, что она (стратегия — прим. ред.) носит временный характер, потому что у нас получилось, что телегу с лошадью переставили местами в каком-то смысле, и надо будет уточняться по мере разработки и реализации нацпроекта«, — сказал чиновник.

Насчёт лошади и телеги MASHNEWS говорили и эксперты. Дело в том, что ключевые два пункта — создание отечественной компонентной базы (то, из чего будут делать беспилотники) и снятие административных барьеров отложили на самый конец реализации стратегии, на 2035 год. Но именно с этих пунктов нужно начинать.

Председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев отметил, что зарегулированность отрасли и последующие запреты приведут к монополизации рынка, а то и вовсе к созданию неэффективной госструктуры.

«Компонентную базу мы создаём к 2035 году, но закупать российское надо сейчас. Как это сделать? Признать импортное российским. Например, корпус, который можно сделать на 3D-принтере, поставить или просто российской краской покрасить. Такими лёгкими телодвижениями китайский дрон станет российским. Оценивать, насколько он российский, будет Минпромторг по своей сомнительной балльной системе. Это может привести к тому, что три-пять игроков монополизируют рынок. Они же считают, что за новый двигатель нужно давать столько же баллов, сколько за гнутую железку. Может, потом вообще госкорпорацию по дронам сделают и будет у нас что-то типа завода »Москвич«, где китайские машины продают», — рассуждает эксперт.

Он предполагает, что запрет на закупку импортных дронов впоследствии могут ввести и для частных предпринимателей.

«Как только система закупки иностранного и превращения его в »российское« сформируется, не получится производить дроны, даже имея деньги. Этот запрет (на покупку иностранных дронов — прим. ред.) не нужен. Он не мотивирует без адекватной балльной системы. А система, о которой сейчас говорят, мотивирует только к переклеиванию шильдиков. В итоге запрет даст обратный эффект«, — считает Сергей Детенышев.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!