16 июня 2023 19:21
читать 8 минут

На ПМЭФ обещали российско-белорусский самолёт. Оказалось — он чешский

На базе белорусского 558 ремонтного завода в Барановичах Россия и Беларусь будут создавать 19-местный самолёт. Об этом упомянул на Петербургском международном экономическом форуме замминистра промышленности России Виктор Евтухов. MASHNEWS разбирался, что за самолёт задумали выпускать и есть ли шанс довести его до реального производства.


L-410ng. Фото: Aircraft Industries

Хорошо забытое чешское

Речь, как уверяют эксперты, идёт о выпуске аналога чешского 19-местного турбовинтового самолёта L-410. Он из западных комплектующих собирался на Урале. Сейчас из-за санкций обслуживать и производить 410-й возможности нет. Эксперты считают, что такой самолёт очень востребован в России, но воссоздать L-410, а тем более построить что-то оригинальное, у России и Беларуси нет шансов.

L-410 создали и начали эксплуатировать, когда Чехия называлась Чехословакией, а Россия входила в состав СССР. После развала Союза Россия продолжила покупать самолёт у чехов, а в 2018-м и вовсе начала его сама производить по соглашению с Чехией на базе Уральского завода гражданской авиации (УЗГА).

После 24 февраля 2022 года, когда Чехия стала «недружественной страной», детали для сборки и ремонта L-410 в Россию поступать прекратили. При этом востребованность таких самолётов никуда не делась.

«Турбовинтовые самолёты используются на местных и региональных воздушных линиях. Несмотря на то, что Россия — огромная страна, именно для неё они крайне актуальны. Страна очень большая, а плотность населения низкая — и большие магистральные самолёты между посёлками, например в Якутии, гонять нет смысла, как и содержать в каждом большие аэродромы. При этом обеспечить там другое транспортное сообщение, кроме авиационного, невозможно», — говорит главный редактор издания «Авиа.ру» Роман Гусаров. 

Гусаров отмечает, что сейчас самыми актуальными являются три класса самолётов.

Первый — одномоторный турбовинтовой на девять пассажиров. Что-то вроде Ан-2. Сейчас на замену Ан-2 хотят создать самолёт «Байкал», который проходит лётные испытания. Правда, проходит он их тоже на чешском двигателе. Планируется, что на него поставят российский ВК-800, однако его пока нет.

Второй класс — турбовинтовой двухдвигательный самолёт на 70 пассажиров. Тот же Ил-114-300.

И третий — самолёт на 40+ пассажиров, тоже турбовинтовой и двухдвигательный, аналогичный устаревшему Ан-24. Предполагается, что его заменит «Ладога», которой тоже не существует (на стадии проекта).

Нужна летающая «Буханка»

Аналога у чешского L-410 нет, даже нет названия для проекта. Эксперты считают, что Евтухов на ПМЭФ сделал заявление ради заявления, а в Беларуси будут собирать старый добрый чешский самолёт. Только вот вряд ли это получится.

«В этом сегменте нам нужен самолёт, к которому будут особые требования. В мире нет аналогов (чешскому L-410 — прим. ред.), которые бы подошли нам по условиям эксплуатации. Речь о грунтовых аэродромах, экстремально низких температурах, безангарном хранении и ремонтопригодности. Короче, нужен надёжный и дешёвый самолёт, как УАЗ «Буханка», — заключил Роман Гусаров.

Проблема ещё в том, что, даже если такой самолёт создать, отрасль малой коммерческой авиации загублена, для неё нет инфраструктуры, считает заслуженный штурман РФ, кандидат технических наук Анатолий Костылев.

«При СССР в каждом райцентре была посадочная площадка. А теперь — вся сеть аэродромов практически под корень ликвидирована. Где-то их заменили автобусные перевозки. Сейчас, если начать возрождать сеть местных воздушных линий, это слишком тяжело — пассажир ушёл. Но возрождать всё равно нужно — это вопрос развития регионов, а без авиации развитие нереально», — считает эксперт.

Председатель правления Ассоциации МалАп (малых авиапредприятий) Сергей Детенышев скептически относится к российско-белорусским планам.

«Я сильно сомневаюсь, что они способны создать аналог. Вероятно, переместят производство с УЗГА. Но в отношении Беларуси действуют плюс-минус те же санкции, что и против России. А L-410 — это не только Чехия, там и немецкие, и американские детали, это же сборная конструкция. Я сильно сомневаюсь в успехе этого предприятия. Своих готовых проектов такого самолёта у нас нет, а если сейчас броситься и начать такой проект делать, то это лет 10 (только на проект — прим. ред.). А я уж не говорю про двигатель. Этот ВК-800 сколько лет на доработках валяется«, — отмечает Детенышев. 

Одна из главных проблем, считают эксперты, что Минпромторг не хочет стимулировать производителей делать российские двигатели. Недавно в ведомстве заявили РБК, что не будут менять балльную систему сертификации летательных аппаратов (тогда разговор шёл о беспилотниках, но обычных самолётов это тоже касается). Это значит, что для сертификации создать отечественный двигатель — всё равно что сварить раму, никто этого не оценит и не ускорит сертификацию.

«Фюзеляж склепать легко, а тем временем у нас нет ни одного собственного двигателя, созданного с нуля, с 1947 года. У нас в стране только один человек умеет делать поршневые двигатели, но на его двигатели в Минпромторге смотреть не хотят. Остальные берут итальянский или китайский и срывают этикетку», — уверен Детенышев.

А санкции всё те же


Harbin Y-12e в составе ВВС Непала. Фото: HAMC

Точную стоимость создания самолёта на 558 ремонтном заводе на ПМЭФ не назвали. Однако Виктор Евтухов заявил, что совместно на самолёт и шлифовальные станки (второй проект, который он упоминал) запланировано 105 млрд рублей на первом этапе. 60 млрд уже потрачены.

Говоря о 558 ремонтном заводе, следует отметить, что в 2022 году он попал в список SDN США, а также под санкции всех стран ЕС. Этот завод ремонтирует в основном военную технику: самолёты Су-17 (Су-22), Су-25, Су-27, МиГ-29, вертолёты Ми-8 (Ми-17) и Ми-24 (Ми-35), но также и гражданский Ан-2.

Кстати, единственный похожий на L-410 самолёт, находящийся в дружественной стране, это китайский Harbin Y-12. Правда, он не подходит для экстремальных температур. Остальные самолёты, в том числе способные приземляться на грунтовку (но, опять же, проблемы соответствия климату), производятся в США, Канаде и других не самых дружественных странах.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент