Миноритарное молчание сэкономит миллиарды
Компаниям разрешили не тратиться на пассивных акционеров и лишать долей иностранцев, препятствующих работе стратегических предприятий.
Иллюстративное фото: Владимир Песня/РИА Новости
Масштабные поправки в корпоративное законодательство 8 августа подписал Президент России Владимир Путин. Они призваны урегулировать спорные вопросы взаимоотношения акционеров и компаний, освободив бизнес от формальных и неэффективных обременений.
Мертвые души
Действующее законодательство обязывает акционерные общества как минимум ежегодно направлять владельцам акций сообщения и материалы общих собраний, а также переводить на банковский счет или почтовым переводом дивиденды. Однако еще пять лет назад Министерство экономического развития РФ насчитало около 6 млн «потерянных» акционеров – граждан, которые переехали, поменяли фамилию или даже умерли. Большинство из них – бывшие работники еще советских предприятий, получивших пакеты в процессе приватизации. Отправляемая им корреспонденция и переводы возвращаются как невостребованные, но компании вынуждены отправлять их ежегодно.
«Корпорации несут большие расходы на направление сообщений о проведении общих собраний, бюллетеней для голосования и иной информации по почтовым адресам потерянных акционеров, а также на выплату дивидендов почтовым переводом», – констатировали в экономическом ведомстве.
Официальные расчеты таких расходов чиновники не приводят. Исходя из прейскуранта реестродержателей и почтовых тарифов только на отправку корреспонденции «потеряшкам», акционерные общества ежегодно тратят 2-3 млрд рублей. Внесение невостребованных дивидендов в депозит нотариусам обойдется еще минимум в 40 млрд.
Принятый Федеральный закон разрешает признавать «потерянными» акционеров, которые в течение не менее двух лет подряд не получали высланные им письма и дивиденды. В этом случае компания вправе приостановить отправку корреспонденции и выплату дохода. При получении актуальной информации (почтового адреса и банковских реквизитов), все права акционеров восстанавливаются, накопленные дивиденды выплачиваются.
Эксперты в целом поддерживают вводимый механизм. Так, по мнению партнера компании GRATA International Алены Ивановой, установленные законом критерии отнесения акционеров к «потерянным» не вызывают отторжения. «Проблема «потерянных» акционеров решается нетривиально. Компромиссный вариант устраняет недостатки ранее существовавших механизмов в виде выкупов, исключений и признании бесхозяйными. Гражданский кодекс РФ предусматривает обязанность акционера принимать участие в деятельности корпорации. «Бездействуя, акционер выражает молчаливый отказ от реализации своих прав. Поэтому подход законодателя следует признать объективным и справедливым», – убежден партнёр юридической компании «Инноправо» Павел Селюнин.
Говорит и показывает «Газпром»
Также на постоянной основе легализуется дистанционное проведение общих собраний. В период пандемии такая возможность вводилась как временная.
Новый закон предусматривает трансляцию собраний для всех имеющих право участвовать в них акционеров. Также дистанционно они смогут проголосовать. Порядок идентификации участников в ближайшие три года определят сами компании. С 1 сентября 2027 года удаленно голосующим акционерам предписывается использовать усиленную квалифицированную электронную подпись или единую биометрическую систему. Но за акционерными обществами сохранят право в уставе или ином внутреннем документе закрепить более простые инструменты, в том числе авторизацию через единый портал «Госуслуг».
Алена Иванова убеждена, что манипуляции с голосованием будут крайне затруднительны: «Возможны сбои с передачей информации и иные «мелкие технические неполадки», с которыми сегодня сталкиваются, в частности, участники электронных аукционов. А вот для некоторых частных акционеров, особенно преклонного возраста, проблемой может стать получение и использование электронной подписи». По мнению Павла Селюнина, с трудностями получения электронной подписи могут возникнуть у иностранных лиц, а сами компании будут обременены обязанностью обработки биометрических персональных данных.
Экономическую эффективность вводимого регулирования его разработчики не озвучили. Согласного официальному отчету в общем собрании того же ПАО «Газпром» вправе участвовать более 2,1 млн человек. Очевидно, что очно такое мероприятие провести невозможно. Последний раз акционеры собирались до пандемии – в июне 2019 года в петербургском «Экспофоруме». В протоколах численность присутствующих не указывается (фиксируется только количество голосов).
Янки, гоу хоум
Другой вступивший в силу 8 августа федеральный закон призван защитить отечественные стратегические предприятия (экономически значимые организации – ЭЗО) от совладельцев из «недружественных» стран. Нередко уклонение даже миноритарного акционера от голосования может заблокировать принятие важных корпоративных решений и затруднить деятельность компании (MN подробно писал об этой проблеме.
Теперь к числу стратегических будут относится все предприятия оборонно-промышленного комплекса с выручкой более 10 млрд рублей в год. «Вредительством» признается, в частности, уклонение от исполнения своих обязательств перед компанией (участия и голосование на собрании и других). В случае выявления таких действия со стороны иностранных акционеров оборонных или иных ЭЗО, арбитражный суд вправе приостановить их корпоративные права. По сути, они переходят к российскому партнеру, которому наряду с уполномоченными госорганами делегируются полномочия предъявлять такие иски.
«Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов организаций оборонно-промышленного комплекса в целях предотвращения блокировки их деятельности в условиях недружественных и противоречащих международному праву действий иностранных государств и международных организаций», – убеждены в профильном комитете Совета Федерации.
Причем законодатели не забыли, что фактическими совладельцами многих крупнейших и отнесенных к стратегическим компаний являются российские инвесторы, нередко использующие оффшорные «прокладки». Поэтому за такими акционерами (косвенными владельцами) сохраняется право на получение дивидендов напрямую от корпорации.
По мнению партнера JTLconsulting Марии Русских, новый закон впервые устанавливает беспрецедентные механизмы использования принадлежащих иностранцам долей и акций экономически значимых российских компаний.
«В частности, существенно упрощается переход их в прямое владение отечественным собственником – для этого не требуется получать предварительное согласие Правительственной комиссии, одобрение сделки и соблюдение иных, нередко обременительных процедур. Вместе с тем реализация таких особых инструментов может привести к ущемлению интересов добросовестных иностранных миноритарных акционеров. Создание эффективного механизма регулирования этого вопроса повысит доверие инвесторов к российскому рынку», – полагает Мария Русских.
А преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета СПбГУ Андрей Тузов напоминает, что к стратегически важным отраслям федеральный закон относит не только производство вооружения, атомные технологии, космос и авиационную безопасность, но и, например, все компании, занимающие доминирующее положение на любом рынке.
«Всего в списке стратегических более 60 отраслей. Грань очень тонкая и толковать эти критерии лучше расширительно. Все занимающиеся такой деятельностью компании обязаны любую корпоративную сделку, даже по внутренней формальной реструктуризации, согласовывать с ФАС и Правительственной комиссией. Если этого не сделать – нас ждут очень занимательные последствия. В том числе обращение в пользу государства всего переданного по несогласованным сделкам», – предупреждает юрист.
В качестве примера Андрей Тузов приводит дело Калининградского торгового морского порта, сделка с акциями которого совершалась за два года до начала СВО. Арбитражные суды пришли к выводу, что её цели были «заведомо противны основам правопорядка или нравственности». В качестве последствий служители Фемиды изъяли в доход Российской Федерации все полученное по спорным сделкам – 46,5% акций предприятия.