Минобороны против строителя фрегатов. С судзавода «Янтарь» требуют неустойку за срыв сроков
Минобороны пытается оштрафовать своего подрядчика — калининградскую верфь «Янтарь»: ведомство требует от завода почти 841 млн рублей неустойки. За последние пять лет министерство предъявило верфи судебные претензии за срыв сроков строительства судов более чем на 8 млрд рублей. Но почти все суды Минобороны проиграло.
Суда опаздывают к заказчикам
Очередное крупное дело о взыскании неустойки с калининградского АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (ПСЗ «Янтарь», входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) стартовало в самом конце прошлого года. Минобороны 4 декабря 2023 года подало иск к ПСЗ «Янтарь» на 840,8 млн рублей. Подробности пока не опубликованы, рассмотрение иска назначено на 7 февраля.
Претензии могут относиться как к действующим контрактам, так и к уже завершенным. На данный момент ПСЗ «Янтарь» строит для нужд Минобороны два больших десантных корабля (БДК) проекта 11711. БДК, получившие названия «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». Они были заложены в апреле 2019 года и должны быть сданы к 2025 году. Первый корабль этого проекта — «Иван Грен» — был передан флоту в июне 2018 года. Второй — «Петр Моргунов» — в декабре 2020-го, с опозданием более чем на два года.
Еще два строящихся на «Янтаре» военных судна — фрегаты проекта 11356Р. Строительство этой серии из шести кораблей с украинской газотурбинной установкой (ГТУ) началось в 2010 году, первую тройку должны были сдать в 2014-м. Но стройка затянулась, и заказчик получил фрегаты с опозданием на два-три года. Вторую тройку заложили уже после присоединения Крыма, и с получением ГТУ для них возникли проблемы. В результате их решили продать Индии. Планировалось, что два фрегата передадут покупателю в 2023 году, но пока этого не произошло.
СПРАВКА MASHNEWS
- АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» зарегистрирован в 1993 году в Калининграде. Исторически восходит к заводу компании Union Giesserei Königsberg, занимавшейся выпуском машиностроительной продукции в Кенигсберге (название Калининграда до его вхождения в СССР в 1945 году).
- В 2008 году ПСЗ «Янтарь» вошел в состав ОСК. Согласно годовому отчету завода за 2022 год, его выручка составила 16,99 млрд рублей, чистый убыток — 941,72 млн. «Янтарь» может строить суда спусковым весом до 12 тыс. тонн. В постсоветский период завод загружен в основном оборонными заказами.
Заказчик сам виноват
Пока оборонному ведомству еще ни разу не удалось получить с ПСЗ более-менее крупную сумму штрафа, хотя такие попытки оно предпринимало неоднократно. Так, в 2022 году министерство вчистую проиграло спор о взыскании с завода 1,232 млрд рублей по контракту, связанному с переоборудованием спасательного буксира «МБ-305» проекта В-92. Этот буксир, построенный для СССР в 1983 году на польской верфи «Сточня Щецинская им. Адольфа Барского», надо было переделать в океанографическое исследовательское судно специального назначения проекта 02670.
Соответствующий контракт стоимостью 5,5 млрд рублей стороны заключили в январе 2016 года, сдать буксир предстояло к 10 ноября 2018-го. Исполнитель сдал его только в 2022 году, за что министерство потребовало выплатить неустойку.
Однако в суде выяснилось, что уже во время строительства Минобороны не раз вносило в проект корректировки, из-за которых «Янтарю» пришлось дополнительно менять оборудование на судне и проводить другие изменения. Причем из-за существенного увеличения затрат завод был вынужден взять банковский кредит. Все это привело к задержке. В 2020 году Минобороны все-таки признало, что проект был скорректирован по его вине, и подписало с ПСЗ допсоглашение о переносе сроков проведения испытаний судна на март 2021 года. Однако и после начала испытаний оно продолжало вносить корректировки в проект.
Суд учел все эти обстоятельства и отказал министерству.
Фактическим проигрышем завершилась в 2021 году и попытка ведомства получить с ПСЗ почти 6,2 млрд рублей неустойки по контракту 2010 года на строительство «глубоководного комплекса в составе океанографического судна и глубоководных технических средств». Од должен был быть сдан к 25 ноября 2013 года, а не был готов даже к ноябрю 2019-го, следует из материалов дела.
По большей части претензий Минобороны по этому проекту истек срок давности, и суд в трех инстанциях взыскал с «Янтаря» только 148,9 млн рублей неустойки.
Судя по базе данных арбитража, за 2019-2023 годы Минобороны предъявило семь исков совокупно более чем на 8,6 млрд рублей и почти все проиграло. Сумма взыскания в споре от 2021 года на 300 млн рублей неизвестна: дело рассматривалось в закрытом заседании, и в апреле 2021-го иск удовлетворен частично.
«Виктор Гаврилов» не дошел до колхоза
Сам «Янтарь» более успешен в арбитражах: например, в феврале 2023 года он взыскал с Минобороны 1,15 млрд рублей. Правда, требовал сначала 4,63 млрд рублей, потом снизил претензии до 1,83 млрд. Речь шла о строительстве уже упомянутого БДК «Петр Моргунов» (госконтракт от 01.09.2014). Цена контракта — около 12,72 млрд рублей. «Янтарь» оценил свои затраты на строительство этого БДК в 15,94 млрд рублей, а получил за работу только чуть больше 14,1 млрд. Суд учел все допсоглашения к контракту и прочие обстоятельства и присудил в пользу «Янтаря» только 1,15 млрд рублей.
Кроме того, в сентябре 2021 года «Янтарь» взыскал с Минобороны 172 млн рублей, а в октябре 2022-го — около 20 млн
Впрочем, Минобороны не единственный контрагент «Янтаря», недовольный тем, как завод выполняет обязательства по контрактам. После запуска программы «квоты под киль» завод с большими задержками сдал компании «Рыболовецкий колхоз им. Ленина» серию из трех траулеров-сейнеров проекта SK-3101R. Три судна должны были быть переданы заказчику в 2018 году, но первое было сдано в августе 2019-го, а последнее — в ноябре 2020 года. Теперь «Янтарь» задерживает строительство большого морозильного траулера «Виктор Гаврилов» (заложен в 2019-м), который он должен был сдать тому же колхозу в прошлом году.
В октябре 2023 года колхоз подал иск против ПСЗ, его рассмотрение назначено на 24 января, сумма претензий не указана.
ОСК в ожидании отставок
Ни в ОСК, ни в ПСЗ «Янтарь» ситуацию не прокомментировали. Возможно, сейчас судостроителям не до этого: в конце декабря СМИ сообщали о грядущей смене гендиректора верфи Ильи Самарина. Он был назначен на этот пост в июне 2020 года, уже через два месяца заводчане потребовали его увольнения, так как у них ощутимо упали зарплаты.
В 2020 году кадровых перемен не произошло, теперь же их ожидают многие эксперты, так как банк ВТБ, получивший в августе 2023 года в управление ОСК, уже проанонсировал их. Глава ВТБ Андрей Костин в сентябре 2023-го заявил, что контракты у входящих в корпорацию компаний убыточны, управление в ОСК неэффективно, а сама она — «одна из наименее эффективных компаний, которыми владеет государство».
Застарелая проблема
Неэффективность ОСК — это не новость: еще в 2016 году Счетная палата России констатировала, что корпорация сорвала 23 госконтракта, напомнил Mashnews Дмитрий Тортев, член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной думы РФ. В ряде случаев речь шла о заказах, тянущихся с 1990-х годов.
Казалось бы, эти проекты не испытывают недостатка в финансировании: по крайней мере, если верить аудиторам, авансирование строительства новых кораблей достигает 80-100%. Однако само строительство — процесс не быстрый. От закладки до сдачи проекта проходит несколько лет. Понятно, что за это время любой проект дорожает, говорит Дмитрий Тортев.
«Достаточно посмотреть, как меняются сметы гражданских объектов от года к году. То есть образовывается вилка между фактической инфляцией и поправочными коэффициентами к цене», — поясняет эксперт.
В качестве примера он приводит прошлогодний судебный спор Минобороны с петербургской «Северной верфью». Министерство не смогло взыскать с завода 4,2 млрд рублей неустойки. Верфь указала на недофинансирование в размере 19 млрд рублей за фрегаты «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал Головко» и «Адмирал Флота Советского Союза Исаков». А общая смета составляет 28,278 млрд рублей.
«Кредиты судостроителям никто не выдавал из-за отсутствия прибыли. Да и откуда ей взяться, если гражданские заказчики до 2022 года предпочитали строить на зарубежных верфях?» — рассуждает Дмитрий Тортев.
В числе причин, вызвавших рост цен, судостроители назвали отставание в поставках изделий и оборудования, завышение цен поставщиками. Согласование увеличения сметы занимает много времени, что также приводит к удорожанию проектов.
Это общие проблемы всех верфей. По мнению Дмитрия Тортева, они обусловлены несколькими причинами. Во-первых, нет четко выстроенной цепочки между верфями и поставщиками комплектующих. А предприятия ОСК не имеют пространства для маневра в выборе поставщиков. Во-вторых, у верфей нет оборотных средств, которые бы позволяли продолжить работу, пока согласовывается дополнительное финансирование. В-третьих, нет механизма, позволяющего быстро решать вопросы, возникающие между ОСК и Минобороны. Вдобавок предприятия-поставщики нагружены заданиями от Минпромторга на разработку критически важного оборудования для гражданского судостроения.
Возможно, ВТБ сможет решить проблему оборотных средств, предоставляя их верфям, в расчете получить компенсацию от заказчика, предполагает Дмитрий Тортев. Но это не снимет вопрос с перегруженными предприятиями-поставщиками, которые одновременно задействованы в оборонных и гражданских заказах.
«Поэтому даже после перехода ОСК в ведение ВТБ я не вижу предпосылок для улучшения ситуации по срокам сдачи военных кораблей», — резюмирует эксперт.