18 октября 2023 09:35
читать 9 минут

Минобороны отсудило у "Мотовилихи" патенты на гаубицу "Коалиция-СВ"

Мотовилихинские заводы лишились двух патентов, связанных с разработкой самоходной гаубицы «Коалиция-СВ». Теперь предприятие, с 2018 года находящееся в конкурсном производстве, не сможет получать прибыль от выпуска этой продукции, зато патенты не выставят на продажу с банкротных торгов.

 «Мотовилиха» не хотела расставаться с патентами

Речь идет об изобретениях, связанных с разработками по проекту «Самоходная артиллерийская установка». Эти разработки проводились в ходе исполнения оборонного контракта от 15.06.2006 № 62-26 на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) по теме «Создание перспективного межвидового 152-мм артиллерийского комплекса» (шифр «Коалиция-СВ»), говорится в постановлении кассационной инстанции Суда по интеллектуальным правам от 7 июля 2023 года.

Двухмесячный срок обжалования истек, “Мотовилихинские заводы” не оспорили постановление, так что теперь должен быть выдан новый патент на изобретение с указанием РФ в качестве правообладателя.

Заказчиком контракта было Минобороны, головным исполнителем — ФГУП «ЦНИИ »Буревестник«, а ПАО »Мотовилихинские заводы« (МЗ) в лице своей »дочки« ЗАО »Специальное конструкторское бюро« (СКБ) — выполняло часть работ.

В 2013 году СКБ сообщало «Буревестнику», что у бюро есть «патентоспособные результаты». То есть разработки готовы к оформлению патента. В 2014 году бюро дважды писало о том же в министерство. Но реакции не последовало, и «Мотовилиха» оформила патент на себя и ЦНИИ. 

В мае 2016 года патент на промышленный образец «Самоходная артиллерийская установка» по заявке №2016502003 получил номер 102604. В качестве авторов были указаны Виталий Хоменок (тогда — первый заместитель гендиректора — генеральный конструктор ЗАО «СКБ»), а также девять представителей СКБ и «Буревестника» (Илья Чупин, Никита Юрченко, Павел Ковалев и другие).

В 2022 году прокуратура Нижегородской области и Минобороны РФ потребовали признать патент незаконным. В соответствии с Гражданским кодексом (ГК) правообладателем изобретений, сделанных в ходе выполнения госконтракта, является Российская Федерация, говорится в судебном акте. В марте 2023 года суд встал на сторону истцов. «Мотовилихинские заводы» не согласились с этим решением, но в июле проиграли в кассации.

Аналогична судьба другого иска Минобороны и прокуратуры: он был подан в сентябре 2022 года и касался патента № 2654243 на изобретение «Устройство для заряжания артиллерийского орудия», выданного по заявке №2016147142 в 2016 году. В феврале 2023-го истцы выиграли первую инстанцию, в июне — кассацию. Дело слушалось в закрытом заседании. Но этот же патент упоминается в других судах: в частности, в решении Мотовилихинского районного суда Перми от 19 февраля 2019 года. Судя по этому акту, «Мотовилиха» в 2016 году подавала две заявки — №2016140943 и №2016147142, получив по ним патенты на изобретения №2651956 и №2654243 с одним и тем же названием: «Устройство для заряжания артиллерийского орудия».

 Коалиция-СВ на Красной площади. Фото: Минобороны

Конкурсная масса сократилась

В 2021 году Минобороны уже судилось с «Мотовилихой» в связи с патентами на изобретения в проекте «Коалиции-СВ». Тогда завод тоже проиграл по шести судебным процессам. В частности, в одном из постановлений, от 2.07.2021, идет речь о патенте №142212 на полезную модель «Устройство для стопорения ствола самоходной артиллерийской установки в походном положении».

Такое стремление отвоевать у завода права на патенты может быть связано с банкротным процессом, через который с 2017 года проходят МЗ. В 2018-м на предприятии было введено конкурсное производство, с тех пор его активы распродаются. В частности, 20 сентября 2023 года имущественный комплекс завода приобрело АО «Ремдизель» (бывшая «дочка» КАМАЗа, который на 49,9% принадлежит «Ростеху»). «Ремдизель» был единственным претендентом на лот и получил его за 1,3 млрд рублей при стартовой цене 7,7 млрд.

Возможно, Минобороны путем перерегистрации патентов пытается защитить военные разработки от попадания в руки «третьих лиц», предполагает Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис». Патент — это нематериальный актив патентообладателя даже если он не внедрен в производство. В качестве актива патент может быть продан с торгов.

«Могут возникнуть проблемы. Речь идет об оборонной промышленности, и скорее всего иски направлены на исключения риска вхождения любого третьего лица, участвующего на торгах при возможной продаже прав на патенты», — поясняет Артем Денисов.

Теперь «Мотовилихе» не принадлежит исключительное право на изобретения, а значит, она не сможет продать патенты, чтобы удовлетворить требования кредиторов, отмечает Екатерина Смирнова, руководитель юридического консалтинга «IP-lawyer».

Поскольку патент является нематериальным активом, компания (а в данном случае, поскольку идет банкротство, — то кредиторы) лишается права на его использование, комментирует Елена Гринь, кандидат юридических наук, зам. завкафедрой интеллектуальных прав МГЮА, директор АНО ДПО «Академия современной юриспруденции». В частности, кредиторы не смогут извлекать прибыль, найти лицензиата, заинтересованного в приобретении исключительных прав.

Кроме того, добавляет Елена Гринь, с помощью патента осуществляется защита исключительных прав, что дает правообладателю право на развитие бизнеса, связанного с использованием патента.

«Таким образом, конкурсная масса должника стала меньше, чем, вероятно, рассчитывали кредиторы. Более того, из-за утраты права на патент предприятие не может производить патентованную продукцию и заключать лицензионные договоры, получая тем самым деньги на покрытие текущих расходов и выплату долгов”, — добавляет Екатерина Смирнова.

 Рисунок из описания патента №2651956

Гаубица с увеличенной дальностью стрельбы

В описании патентов, хранящихся в Национальной электронной библиотеке (№2651956 и №2654243), поясняется, что изобретение относится к «устройствам подачи или заряжания боеприпасов с использованием в качестве подающего элемента вращающегося барабанного магазина». 

Существовавшие до этого аналоги имели более сложные и менее надежные «узлы подачи боеприпасов из барабана на линию досылки». Авторы изобретения упростили конструкцию устройства, в результате повысив скорострельность и надежность артиллерийского орудия.

Сама гаубица «Коалиция-СВ» в этом году вышла на серийное производство, сообщил в августе глава «Ростеха» Владимир Артяков. Сборкой установки будет заниматься входящий в «Ростех» завод «Уралтрансмаш», писали СМИ. 

Самоходку предполагается использовать в боестолкновениях, где применяются западные аналоги калибра 155 мм с длиной ствола 52 калибра, которые способны поражать цели на дальностях до 40 км. Действующие российские установки с длиной ствола 28 калибров имеют дальность стрельбы лишь до 25 км. «Коалиция-СВ» располагает стволом длиной 52 калибра и способна стрелять на 70 км.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!