20 февраля 2025 12:43
читать 10 минут

Машиностроители не успевают обеспечить крупные ТЭС оборудованием и правительство намерено вновь сдвинуть сроки их модернизации

Речь идет об объектах энергогенерации «Интер РАО», Сибирской генерирующей компании (СГК) и ТГК-16, входящей в холдинг ТАИФ, модернизируемых в рамках программы конкурентного отбора мощности для модернизации ТЭС (КОММОД). Генерирующие компании, как следует из материалов к заседанию правкомиссии по развитию электроэнергетики ссылаются на неисполнение в оговоренные сроки поставки оборудования «Силовыми машинами», пишет издание «Ведомости».

Фото: Енисейский филиал СГК.

В частности, в пояснениях «Интер РАО» указано, что в ноябре 2024 г. машиностроители уведомили компанию о смещении сроков поставки оборудования для пятого блока Костромской и второго блока Пермской ГРЭС на 21 месяц (до 30 августа 2025 г.) и на 22 месяца (до 30 июля 2026 г.) соответственно. Мощность этих станций после модернизации должна вырасти с 300 до 330 МВт и с 820 до 850 МВт.

Проблемы также возникли с энергооборудованием для одной из крупнейших в Сибири Красноярской ТЭЦ-1 мощностью 480 МВт и Рефтинской ГРЭС мощностью 3800 МВт, второй по установленной мощности ТЭС в России. Обе станции входят в СГК. Подвели машиностроители, как следует из документов, и с поставками для модернизации двух блоков расположенной в Татарстане Нижнекамской ТЭЦ (принадлежит ТАИФ). В случае Нижнекамской ТЭЦ речь идет также о проблемах с соблюдением сроков подрядчиком «Росатом сервис» (структура «Росатома»).

Срок модернизации Костромской ГРЭС предлагается перенести на девять месяцев – с 1 февраля 2026 г. на 1 ноября 2026 г., Пермской – на год и девять месяцев – с 1 февраля 2026 г. на 1 октября 2027 г.

Модернизацию Красноярской ТЭЦ-1 предлагается отсрочить на полгода – на 1 мая 2025 г. вместо 1 декабря 2024 г., Рефтинской ГРЭС – на год и девять месяцев (с 1 января 2026 г. на 1 октября 2027 г.). Срок модернизации одного из двух блоков Нижнекамской ТЭЦ может быть перенесен на 1 апреля 2026 г. вместо 1 апреля 2025 г., а другого – на 1 января 2029 г. вместо 1 января 2025 г.

Представитель «Интер РАО» сказал «Ведомостям», что компания заинтересована в более позднем начале модернизации, так как производитель основного оборудования энергоблоков уведомил о невозможности поставок в ранее оговоренные сроки. «Ведомости» также направили запросы в Минэнерго.

У поставщиков оборудования нет зафиксированных договорных обязательств перед оптовым энергорынком [по вводу мощностей в срок], признает представитель «Совета рынка» (регулятор энергорынков). Ответственность возложена полностью только на генкомпании. Но «было бы справедливым, чтобы и срывающие поставки подрядчики также разделяли эту ответственность», считает собеседник.

Инвесторы также просят правительство о переносе сроков ввода новых мощностей возобновляемой энергетики в рамках программы ДПМ ВИЭ (договоры на поставку мощности, фиксирующие условия возврата инвестиций), следует из документов к заседанию правкомиссии. В основном это солнечные электростанции суммарной мощностью 1,1 ГВт. Также могут быть перенесены сроки ввода ветровых электростанций общей мощностью 976,5 МВт и двух малых ГЭС суммарной мощностью 24,6 МВт. Всего в списке 54 проекта. По солнечной генерации сроки в основном предполагается сдвинуть на два года, по ветрогенерации – на год.

Представитель Сообщества потребителей энергии (лобби энергоемкой промышленности) отметил, что основным преимуществом КОММОД перед другими способами обновления энергосистемы была стоимость проектов: модернизация старого оборудования дешевле новой стройки. Сдвиг сроков неизбежно ведет к росту стоимости проектов и нивелирует основное преимущество программы, сказал он. Из-за увеличения стоимости старые объекты будут фактически обновлены по цене строительства новых, подчеркнул собеседник.

Он добавил, что, по оценке ассоциации, перенос сроков модернизации «не выглядит обоснованным» без принятия мер для преодоления неготовности энергомашиностроительного комплекса к исполнению обязательств.

Директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго Андрей Максимов еще в феврале 2024 г. говорил, что министерство прорабатывает вопрос отказа от реализации ряда проектов модернизации ТЭС из-за непоставки энергетического оборудования и существенного роста его стоимости. В ноябре 2024 г. гендиректор «Газпром энергохолдинга» Денис Федоров заявлял, что из-за проблем с поставками оборудования компании «Силовые машины» сроки ввода восьми ее проектов по модернизации ТЭС перенесены на 12–26 месяцев.

В конце декабря 2024 г. правкомиссия по развитию энергетики уже приняла решение об отказе от 15 проектов модернизации электростанций. Из перечня были, в частности, исключены проекты «Татнефти», «Евросибэнерго» (энергохолдинг группы «Эн+»), «Квадры» (входит в «Росатом»), ТГК-2 (принадлежит Росимуществу) и «ЭЛ5-энерго» (подконтрольна «Лукойлу»).

В материалах к декабрьскому заседанию правкомиссии отмечалось, что задержки с поставками основного энергооборудования «Силовых машин» отразились на реализации шести системно значимых проектов по модернизации электростанций, писали «РИА Новости». Там же указывалось, что «Интер РАО» обратилась в Минэнерго с просьбой организовать совещание из-за срыва сроков поставок. Правкомиссия инициировала создание межведомственной рабочей группы для сокращения сроков поставок. Представитель «Совета рынка» говорит, что работа над механизмами, учитывающими перенос сроков модернизации из-за срыва поставок оборудования, еще ведется.

Представитель «Силовых машин» отметил, что российские производители крупных корпусных заготовок для турбин столкнулись с временными трудностями «в связи с пяти-шестикратным ростом заказов» и допустили задержки поставок. Сейчас острая фаза роста преодолена, и компания рассчитывает, что в будущем задержек с заготовками не будет.

Нижнекамская ТЭЦ. Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов.

Изначально в объем поставки для Нижнекамской ТЭЦ от «Росатом сервиса» входили только АСУТП и конденсатные насосы и она завершена в полном объеме в 2024 г., говорит представитель подрядчика. Партнер «Ростаом сервиса» по проекту УК «Теплоэнергосервис» «не справился со своим объемом», «Росатом сервис» вынужденно взял на себя больший объем поставки и также выполнил его в 2024 г., добавил собеседник. «По не зависящим от «Росатом сервиса» причинам производство турбины со стороны УК «Теплоэнергосервис» (относится к субъектам МСП) не было осуществлено в срок: предприятие не рассчитало свои производственные и финансовые возможности», – подчеркнул представитель структуры госкорпорации.

Программа модернизации тепловых электростанций в России рассчитана на 2022–2031 гг. и предполагает обновление более 40 ГВт генерирующих мощностей.

Сдвижка сроков модернизации ТЭС вызвана тем, что российские производители энергооборудования оказались не готовы к существенному росту спроса на их продукцию после ухода из России зарубежных поставщиков, говорит эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Он отмечает, что у российских генкомпаний сейчас нет выбора поставщиков, они вынуждены использовать оборудование российского производства, но отечественные компании «не являются мировыми лидерами в этой сфере».

Второй важной причиной переноса проектов по модернизации, по мнению Родионова, является высокий уровень инфляции в России. Расходы генкомпаний оказываются существенно выше, чем предполагалось ранее, поясняет он. Обе проблемы могут быть решены только в случае изменения геополитической ситуации, считает аналитик.

Главный стратег инвесткомпании «Вектор капитал» Максим Худалов отмечает, что перенос сроков модернизации шести объектов существенно не скажется на устойчивости энергосистемы России – если не случится взрывного роста майнинга криптовалют в регионах их расположения. Более масштабных переносов проектов аналитик не ожидает, так как «Силовые машины» нарабатывают опыт по производству необходимого оборудования.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!