Борьба за бренды: «Лукойл» требует от нарушителей 150 млн рублей
Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) до сих пор не смогли справиться с незаконным использованием своих товарных знаков. Чаще всего владельцы независимых АЗС выдают себя за франчайзи производителей топлива. Сейчас на путь борьбы с нарушителями встал «Лукойл».
За честное имя
Компания «Лукойл» подала иски к восьми компаниям в связи с незаконным использованием своего бренда. Речь идет о предприятиях в Новосибирской и Самарской областях, торгующих бензином на АЗС под товарным знаком «Лукойла»: ООО «Грифон», ООО «Газойл», ООО «Люрсон», ООО «Глобал ойл», ООО «Топливный комфорт», ООО «Сибавтосервис Плюс», ООО «Сибнафтагрупп» и ООО «ТД Самара-Ойл». Общая сумма претензий превышает 150 млн рублей.
Кроме того, «Лукойл» требует демонтировать свои товарные знаки, используемые без законных оснований. Споры начнут рассмотривать в марте-апреле этого года.
«Лукойл» борется с незаконным использованием своего бренда уже не первое десятилетие. Причем дело не всегда ограничивалось лишь использованием логотипа на АЗС: мошенники пытались подделывать сайт «Лукойла» и рассылать коммерческие предложения, используя фальсифицированные фирменные бланки компании. Но самое распространенное все же - использование бренда на заправках. Страдает от этого не только «Лукойл».
Проблема повсеместная
Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев говорит, что насколько распространены в России марки сетевых АЗС крупных компаний («Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть»), настолько их и пытаются повсеместно подделать.
«Нет ни одного региона, где бы не подделывали бренд той или иной сети (речь идет о бренде на грани смешения, - прим. ред.)», - отмечает эксперт.
Причем справиться с этим возможно только уже по факту, профилактика не работает, объясняет Канаев. А когда появляются претензии, нарушители, как правило, требуют экспертизы товарного знака, на что уходит дополнительное время. Фактически в отношении нарушителя реально срабатывают лишь проверки прокуратуры и Росстандарта.
Замглавы наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев говорит, что чаще всего ситуация складывается так: АЗС, которые работают с крупными компаниями по франчайзинговой схеме, после завершения контракта с ВИНК просто не убирают логотип (хотя обязаны это сделать оперативно).
Случается, конечно, что владелец заправки берет и вывешивает у себя чужое лого, либо делает себе логотип, схожий с торговым знаком крупной компании. Но такие случаи редки, в основном же нарушители - недобросовестные франчайзи, которые не хотят тратить лишние деньги на переоборудование, смену логотипов и цветовой гаммы своих АЗС.
«Но по сути это - введение потребителя в заблуждение», - подчеркивает Гусев.
Малый и средний бизнес мало задумывается о получении полного пакета документов от поставщика при продаже товаров, отмеченных товарным знаком, говорит управляющий партнер юридической компании Scriptilex Дмитрий Овсянников.
По словам юриста, за реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака или сходных с ними обозначений, возможна административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа 0,01 – 0,05% от суммы выручки правонарушителя, полученной при реализации товара, но не менее ста тысяч рублей. За незаконное использование средств индивидуализации товаров есть уголовная ответственность (в случае если деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб): штраф до 1 млн. рублей, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 6 лет.
Неоднократным считается нарушение исключительных прав лицом, которое уже привлекалось к ответственности за аналогичные нарушения.
Кроме того, компанию-нарушителя прав на товарный знак по требованию
прокурора могут ликвидировать через суд, отмечает Овсянников.
«На сайте «Лукойла» приводится список товарных знаков, зарегистрированных в Роспатенте, а также образец оформления заправок. Чтобы было зафиксировано нарушение прав обладателя товарного знака, нарушитель должен использовать бренд, схожий до степени смешения в том же регионе и в той же сфере деятельности, что и пострадавшая компания», - рассказывает руководитель правового департамента военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Марина Ведмук.
При этих условиях компания имеет право требовать прекращения использования товарного знака и возмещения за его использование. По словам Ведмук, в мире это уже давно весьма распространенная практика, в РФ в 2013 году был создан отдельный суд по интеллектуальным права (до его выделения в особую структуру подобные вопросы решались через арбитраж), но наибольшее развитие защита интеллектуальной собственности с точки зрения судебной практики начала получать в РФ несколько позже, в 2018-2019 гг.
«В последние годы интеллектуальная собственность во всем мире приобретает все большее значение, становится все более ценным активом, - отмечает Ведмук. - Практика складывается таким образом, что компенсация правообладателям с каждым годом становится все более реальной и все более «суровой» по отношению к нарушителям».
Раньше было хуже
Раньше ситуация осложнялась тем, что под брендом крупной известной компании могло продаваться noname-топливо, как правило, весьма невысокого качества, не соответствующего стандартам ВИНКов. Сейчас, по словам Дмитрия Гусева, проблемы некачественного топлива на российском рынке нет.
Сергей Канаев не совсем с этим согласен. Хотя сейчас ситуация с некачественным топливом значительно улучшилась, всегда остается возможность, что вам зальют некачественный бензин или «дизель», уточняет он.
«Самовары» - мелкие, зачастую нелегальные НПЗ - до конца не уничтожены, - поясняет эксперт. - Так что небольшой шанс получить некачественное топливо все же есть. Плюс проблема недолива - если говорить о независимых АЗС. Недолив встречается, как минимум, на каждой пятой заправке. А такая ситуация уже создает репутационные риски для крупных компаний, которые тщательно следят как за качеством своей продукции, так и за качеством сервиса».
Крупные компании вкладываются в «доверие к бренду», указывает Гусев. А нарушители пользуются брендом бесплатно, хотя существуют установленные платежи за пользование торговым знаком. На основании этих платежей и прописанных в контрактах штрафов обычно и рассчитывается сумма претензий, если дело доходит до суда. По мнению Гусева, незаконное использование бренда не является критичной проблемой, требующей каких-то законодательных новшеств.
Эксперт напоминает, что по подобным делам есть сложившаяся юридическая практика, которая успешно применяется. Но это не останавливает нарушителей.
«Есть полуанекдотический пример с АЗС, которая была последовательно известна в трех ипостасях - под разными поддельными брендами ВИНКов», - рассказывает Сергей Канаев.
Стоит ли «брендовая овчинка» выделки?
В краткосрочной перспективе владельцы АЗС, незаконно использующие чужие бренды, получают выгоду, обусловленную узнаванием торгового знака. Но если говорить о долгосрочном планировании - это путь в никуда.
С точки зрения бренд-маркетинга, нужно понимать конечную цель, говорит управляющий акционер и CEO группы диджитальных агентств iConTextGroup Екатерина Здесенкова. Если цель - сделать имя на хайпе и краткосрочно привлечь клиентов, чтобы они узнали про твою АЗС, - сработать безусловно может.
«Но надо понимать, что это не ведет к доверию и установлению твоей идентичности, как бренда, - предупреждает Здесенкова. - Суд с «Лукойлом» твой бизнес вряд ли переживет, так стоит ли делать себе имя на такой истории? Если цель выйти на рынок и завоевать долю, мой совет: «беречь свой бренд с молоду» и строить его с нуля на своей идентичности, а не в чьей-то тени».