14 марта 2025 09:42
читать 7 минут

Ливадийский РСЗ отбился от обвинений в срыве ремонта судна «Академик Лаврентьев»

Национальный оператор научно-исследовательского флота не смог переложить на Ливадийский ремонтно-судостроительный завод ответственность за срыв сроков ремонта и модернизации судна «Академик Лаврентьев». Вместо четырех месяцев работы длятся почти два с половиной года.

Ремонт затянулся из-за дополнительных работ, которые изначально не были предусмотрены техзаданием, и не устраненными пока нарушениями, обнаруженными специалистами Российского морского регистра, которые проверяли состояние судна, после проведения работ. Поэтому вместо 199 млн рублей неустойки, которые Национальный оператор научно-исследовательского флота (НацОНИФ) изначально требовал с Ливадийского ремонтно-судостроительного завода (Ливадийский РСЗ), он получит только 13 млн рублей. Соответствующее постановление 12 марта принял Пятый арбитражный апелляционный суд.

Ливадийский РСЗ начал капитальный ремонт «Академика Лаврентьева» в августе 2022 года. Тогда в НацОНИФ полагали, что работы завершатся в кратчайшие сроки и уже в декабре 2022 года научно-исследовательское судно вернется в строй. При этом работы с самого начала выглядели масштабно. В частности, сам оператор в своем релизе сообщал, что ремонт капитальный, он должен затронуть судовые конструкции и агрегаты, также на судне планировалось заменить изношенное оборудование. Стоимость контракта составила 401 млн рублей.

Но в декабре 2022 года «Академик Лаврентьев» к заказчику не вернулся. Когда на Ливадийском РСЗ провели дефектацию механизмов, обнаружилось множество скрытых дефектов. Без их устранения судно не могло получить классификационное свидетельство Российского морского регистра судоходства. С устранением дополнительных дефектов объем работ вырос, стало ясно, что за четыре месяца судостроители не справятся. В апреле 2023 года Ливадийский РСЗ получил от НацОНИФ отчет об оценке технического состояния корпуса судна, после изучения которого фронт работ увеличился еще больше — в частности, потребовался демонтаж и монтаж трубопроводов, кабельных трасс, механизмов, замена изоляции.

Между тем, в НацОНИФ торопили судостроителей со сроками, направляя претензию за претензией. Ливадийский РСЗ в ответ попробовал увеличить цену контракта до 522 млн рублей, но суды в трех инстанциях отказали судостроителям, сославшись на то, что стороны заключили контракт с твердой ценой, то есть, изменять ее нельзя.

В июне 2024 ремонт на судне наконец закончился, началась подготовка к спуску на воду для последующих испытаний. Перед этим «Академик Лаврентьев» должен был пройти освидетельствование, в ходе которого специалисты Российского морского регистра судоходства выявили, что в районе льяльного танка на килевом поясе установлена дублировка днищевой части корпуса судна.

Для устранения дублировки НацОНИФ привлек Центр судоремонта «Дальзавод». Эти работы заняли всего несколько дней, но Российский морской Регистр судоходства потребовал также провести ремонт днищевых флоров цистерны льяльных вод. Без выполнения этих работ ремонт не может считаться завершенным.

«До настоящего времени спуск судна не произведен», - говорится в постановлении пятого арбитражного апелляционного суда.

В конце ноября 2024 года НацОНИФ сообщил о том, что на «Академике Лаврентьеве» прошла церемония освящения судна. Дату, когда судно войдет в строй, оператор не назвал, использовав расплывчатую формулировку «в скором будущем судно ожидают самые разнообразные морские экспедиции».

Долгий ремонт «Академика Лаврентьева», флагманского судна НацОНИФ, для оператора оказался довольно болезненным. Предыдущий ремонт в 2017-2018 годах занял всего пять месяцев.

Представители НацОНИФ во время судебного разбирательства утверждали, что в 2023 и 2024 годах «Академик Лаврентьев» должен был участвовать в экспедициях, но они оказались сорваны. Это привело к прямым финансовым потерям — НацОНИФ пришлось вернуть субсидию, полученную на выполнение этих экспедиций.

«Отсутствие результата работ, в свою очередь, ставит под сомнение возможность осуществления учреждением уставной деятельности в 2025 и последующих годах в связи с отсутствием денежных средств, в том числе обеспечение выполнения научных исследований в государственных интересах и соблюдение обязанностей по выплате заработной платы работникам НацОНИФ», - утверждает оператор.

Помимо «Академика Лаврентьева» у НацОНИФ есть еще четыре научно-исследовательских судна, правда одно из них, «Профессор Гагаринский» в 2024 году решено передать Вьетнаму для совместных исследований.

Два новых научно-исследовательских судна - «Академик Виктор Ильичев» и «Академик Александр Лисицын» для нужд НацОНИФ строятся на верфи «Звезда». Как ранее сообщал Mashnews, строительство ведется с отставанием, а стоимость работ выросла с 27 до 48 млрд рублей.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Научно-экспедиционное судно «Академик Лаврентьев» относится к проекту 4630, построено в 1984 году на финской верфи  «Холминг». Длина судна 75,5 м, водоизмещение - 2712 т, экипаж — 35 человек, из них 33 — научные работники. В автономном плавании судно может находиться до 60 суток.
  • ФГБУ «НацОНИФ» - оператор научного флота Министерства науки и высшего образования РФ. Организация расположена во Владивостоке. Финансовая отчетность не публикуется.
  • ООО «Ливадийский РСЗ» находится в городе Находка (Приморский край). Последний раз финансовые показатели публиковались за 2018 год. Тогда выручка  составила 424 млн рублей, чистая прибыль - 1,5 млн рублей.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!