20 ноября 2024 10:17
читать 5 минут

Цена импортозамещения. Два исследовательских судна после санкций подорожали на 80% – до 48 млрд рублей

Судостроительный комплекс «Звезда» в Приморском крае задерживает строительство исследовательского судна для Минобрнауки. Верфь строит два таких судна, их общая стоимость выросла с 27 млрд рублей до 48 млрд на фоне попыток заместить оборудование, попавшее под европейские санкции.

Об этом стало известно из решения Арбитражного суда Приморского края, вынесенного 11 ноября. Этим решением суд отказал в иске заказчику - ФГБУ научного обслуживания Управление научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения РАН - во взыскании неустойки за просрочку в 13 млн рублей, которая к моменту вынесения судебного решения выросла до 167 млн рублей. Суда по-прежнему не спущены на воду. По планам сдать заказчику их должны в 2025 году.

Два научно-исследовательских судна - «Академик Виктор Ильичев» и «Академик Александр Лисицын» - торжественно заложили на судоверфи «Звезда» в Приморском крае в феврале 2021 года в присутствии главы Минобрнауки Валерия Фалькова. В июне 2024 года «Звезда» должна был спустить на воду головное судно («Академик Виктор Ильичев»), но этого не случилось. Через две недели ФГБУ насчитал неустойку и начал требовать ее оплаты.

Причиной срыва сроков, как следует из пояснений представителей «Звезды», стали санкции, введенные против РФ с началом СВО. В конструкции судов проектом, разработанным ЦКБ «Лазурит», были предусмотрены: главная энергетическая установка производства финской корпорации Wartsila, главный движительный комплекс от шведско-швейцарской копании АВВ, термальный котел от французской компании Alfa-Laval.

После введения санкций поставки европейского оборудования оказались под вопросом. Уже в мае 2022 года судозавод и заказчик начали искать альтернативных поставщиков оборудования и переписывать проектную документацию. Это привело к удорожанию проекта. В сентябре 2024 года распоряжением правительства РФ стоимость обоих судов была увеличена с 27 млрд рублей до 48,163 млрд рублей, то есть на 76,4%.

Тем не менее, заказчик судов не отказался от требования неустойки. Однако суд решил, что судоверфь не виновата в срыве сроков. «Ответчик… не являлся лицом, от которого зависели конструктивные решения указанного оборудования, а также выбор конкретных производителей оборудования. По условиям госконтракта исполнитель (ответчик) выполняет работы на основе ПДСП (проектной документации судна в постройке – прим. ред.), предоставляемой госзаказчиком», - отмечается в решении суда.

В силу этого суд счет исковые требования к судозаводу необоснованными и 11 ноября отказал в иске. У заказчика судов еще есть возможность обжаловать это решение.

Импортозамещение дорого обходится не только судостроителям -  недавно Mashnews сообщал, что за два с половиной года цены на отечественные станки выросли в несколько раз. Причина — рост стоимости импортных комплектующих, которые по-прежнему составляют основу станков с российскими лейблами.

СПРАВКА MASHNEWS

Научно-исследовательские суда «Академик Виктор Ильичев», «Академик Александр Лисицын» строятся в рамках нацпроекта «Наука и университеты». Они предназначены для проведения научно-исследовательских работ фундаментального и прикладного значения в акваториях Мирового океана.

Суда должны самостоятельно преодолевать льды толщиной до 0,8 метров. Запас топлива позволит находиться в автономном плавании до 50 суток и совершать переходы дальностью 7500 миль на максимальной скорости не менее 15 узлов. На судах предусмотрены вертолетные площадки.

Названия двум научным судам выбирали в ходе всероссийского голосования на сайте Минобрнауки РФ. Участие в голосовании приняли более 30 тысяч человек.  В итоге большинство проголосовало за имена Виктора Ильичева, 20 лет возглавлявшего Тихоокеанский океанологический институт, и Александра Лисицына, одного из основателей отечественной палеоокеанологии.

Распоряжением Правительства РФ от 31.07.2020 Судостроительный комплекс «Звезда» был определен единственным исполнителем работ по строительству этих научно-исследовательских судов. Головное судно должны были передать госзаказчику 31 августа 2024, первое серийное судно - 5 декабря 2024.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!