19 Декабрь 2020 13:18
37 минут

Ледостойкая платформа "Северный полюс" на воде. Что это такое и для чего нужна

18 декабря в Санкт-Петербурге на "Адмиралтейских верфях" спустили на воду ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс" проекта 00903. Заказчиком строительства платформы выступает Росгидромет. Проектировщик - нижегородское КБ "Вымпел". Рабоче-конструкторская документация для изготовления корпуса разрабатывается инженерным центром "Адмиралтейских верфей". О том, как проходила церемония спуска на предприятии и что из себя представляет платформа, читайте в статье MASHNEWS.

О "Северном полюсе"

Идея создания проекта ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) появилась около 5 лет назад. Проект подобной платформы-судна действительно уникален. Однако для российских корабелов он вряд ли может считаться неподъёмным. Все-таки наши судостроители имеют опыт в постройке научно-исследовательских судов с лабораториями на борту. Пожалуй, единственным крупным отличием является лишь масштаб уже построенных судов и строящейся платформы – они существенно разнятся.

Сами сотрудники "Адмиралтейских верфей", где строится ЛСП, отмечают: "Фактически это полярная станция с функционалом научно-исследовательского центра, которая будет в течение двух лет без захода в порт дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана". 



В ранних интервью глава Росгидромета, И. А. Шумаков, утверждал, что такого судна ещё никто никогда не строил, раньше ледокол вмораживали в лёд и работали на нём, пока он стоит или дрейфует. Это же первая платформа, которая не будет вмерзать, её корпус сконструирован так, что лёд фактически будет его вытеснять.
 
ЛСП "Северный полюс" предназначена для осуществления круглогодичных комплексных  исследований 
широкого спектра в высоких широтах Северного Ледовитого океана и должна совершать длительный дрейф продолжительностью не менее одного года вместе с окружающим её ледяным массивом. 

На реализацию такого амбициозного и важного проекта выделено 6,96 млрд рублей из бюджета России.

Основные характеристики ЛСП проекта 00903:
Длина наибольшая83,1 м
Длина по КВЛ76,7 м
Ширина наибольшая22,5 м
Ширина по КВЛ21,8 м
Высота борта на миделе11,4 м
Осадка по КВЛ8,6 м
Водоизмещение10 373 т
Коэффициент общей полноты0,626
Коэффициент полноты площади мидель-шпангоута0,889
Коэффициент полноты КВЛ0,927
Скорость хода на тихой глубокой воде10 узлов
Мощность ЭУ4200 кВт
Экипаж14
Научный персонал34
Автономность по провизии365
Автономность по топливу730
Срок службы25 лет

Район плавания ЛСП – неограниченный, но эксплуатация предусмотрена именно в Северном Ледовитом океане и на всём протяжении Севморпути.

Строительство судна реализуется в рамках госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктической зоны России и в том числе направлено на закрепление российского присутствия в Арктике и позиций нашей страны как мирового лидера полярной науки.


Ледостойкая платформа проекта 00903 будет оборудована вертолётной взлетно-посадочной площадкой для приёма вертолёта Ми-8 и Ми-38 без постоянного базирования.

Разработка проекта ЛСП проходила в тесном сотрудничестве Росгидромета, КБ "Вымпел" и Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), который играет далеко не последнюю роль в строительстве платформы

Уйдём в историю

В 2017 году правительство России приняло решение о строительстве нового типа научно-исследовательского судна – ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс". Судно должно заменить дрейфующие научно-исследовательские станции "Северный полюс", базировавшиеся на льдинах центральных массивов Северного Ледовитого океана с 1937 по 2015 год. 

Основной целью создания новой платформы стало повышение эффективности научных исследований за счёт расширения исследовательских программ, применения более современного оборудования, улучшения условий работы и жизни научных специалистов.

Для разработки исходных технических требований к проекту ледостойкой платформы был проанализирован уникальный опыт Арктического и антарктического научно-исследовательского института по организации, проведению и результатам исследований всех станций "Северный полюс" за всю историю их существования. По итогам анализа, как утверждают специалисты института, найден оптимальный вариант плавучего инженерного сооружения для долговременного базирования научно-исследовательских обсерваторий, который имеет максимальную эффективность при минимальной строительной и эксплуатационной стоимости.

В апреле 2018 года Росгидромет и "Адмиралтейские верфи" заключили контракт на проектирование и строительство ЛСП "Северный полюс" проекта 00903. Строительство платформы началось в декабре 2018 года, а первая научная экспедиция платформы планируется в 2022 году.

Пропульсивный комплекс уникального судна состоит из винторулевой колонки и водометного азимутального движителя в носу, выполняющего роль подруливающего устройства. "Северный полюс" сможет самостоятельно переходить к новой точке начала дрейфа по чистой воде или в сравнительно легких ледовых условиях.

Институт для конструкторского бюро "Вымпел" выполнил комплексную работу по оценке ледовых качеств новой ледостойкой платформы и ледовых условий во время переходов и на этапе дрейфа ЛСП. Под руководством заведующего отделом ледовых качеств судов Владимира Лихоманова проведены модельные испытания в ледовом бассейне ААНИИ для определения ледового сопротивления судна, выполнены расчёты ледовых нагрузок на корпус ЛСП при движении по трассе Северного морского пути и в условиях сжатий во время дрейфа. 


Так, для разработки оптимальной формы корпуса платформы в ледовом бассейне ААНИИ в августе-сентябре 2018 года по достаточно широкой программе проводились ледовые и мореходные испытания модели ЛСП «Северный полюс». Их целью стало определение сопротивления чистой воды на различных скоростях движения, определение ледопроходимости в сплошном льду, канале и битом льду. По итогам проведённых испытаний ледопроходимость, то есть толщина сплошного ровного льда, который преодолевается непрерывным ходом со скоростью 2 узла при полной мощности ВРК и подруливающего устройства, составит передним ходом 59 см, задним ходом – 51 см.

Дополнительно проводился новый тип испытаний – экспериментальное определение параметров остойчивости ЛСП при сжатиях во льдах. Ледяное поле надвигалось на модель, и измерялись усилия, действующие на корпус и ВРК со стороны льда, а так же ускорения и углы наклона платформы, которые возникают при взаимодействии со льдом. По результатам испытаний был сделан вывод, что остойчивость ЛСП в условиях сжатий обеспечена при всех вариантах загрузки.

Институт выступил инициатором создания этого проекта, обосновывал его необходимость, определял основные требования к платформе. Вся разработка проекта, а в дальнейшем и постройка, проходят под наблюдением специалистов ААНИИ – в институте создана специальная группа, рассматривающая и согласовывающая всю разработанную документацию.

Уникальный праздник для российской науки

На церемонии спуска на воду ЛСП "Северный полюс" приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, замглавы Росгидромета Наталия Радькова и генеральный директор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков.

Первым слово взял губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов: "Дорогие друзья! Хочу поздравить "Адмиралтейские верфи" и судостроителей с очередной победой. Знаете, очень приятно, что в нашем городе эта отрасль развивается. Поэтому хочу поблагодарить федеральное правительство за доверие и поддержку нашим предприятиям, которые строят корабли и гражданские суда. Сегодня мы спускаем на воду уникальное судно – это ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс". Уже давно наши научные деятели ждут эту платформу, она будет работать в Северном Ледовитом океане, будет изучать его. Благодарю всех, кто принимает участие в этом проекте!"

Затем выступила замглавы Росгидромета Наталия Радькова. Она отметила, что спуск – это знаменательный день, когда все участники завершают очередной и очень важный этап создания уникального судна. Радькова выразила надежду, что что в 2022 году ледостойкая платформа "Северный полюс" станет исследовательской лабораторией и российской научной базой в Арктике. По словам Радьковой, это означает, что у компании появится возможность возобновить те регулярные научные исследования, которые были приостановлены в 2015 году: "Северный полюс" - это наш общий вклад в обеспечение национальных интересов в Арктике. И я уверена, что вместе у нас получится реализовать такой заказ!"


Завершил официальную часть генеральный директор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков: "Сегодня у нас замечательное торжественное, знаковое событие – мы спускаем на воду платформу "Северный полюс". Это событие значимо не только для коллектива нашего завода и Росгидромета, но и для российской и, не побоюсь этого слова, мировой науки. Потепление климата, исчерпание природных ресурсов поставили новые задачи в изучении Северного Ледовитого океана. Примерно пять лет назад появился замысел о необходимости создания ледостойкой платформы для изучения этого океана. А два года назад был заключён контракт на строительство "Северного полюса" для проекта освоения Арктики. Совместными усилиями с КБ "Вымпел", учеными Института Арктики и Антарктики, Гидромета, сотрудников "Адмиралтейских верфей" был создан уникальный технический проект, реализация которого началась два года назад. И этим событием мы утверждаем, что продолжаем замечательную традицию наших предшественников – с этих стапелей сошло уже много ледоколов, в 2012 году мы передали Росгидромету НЭС "Академик Трешников", который продолжает успешно работать как в южных, так и северных широтах. Наш завод подтвердил компетенции в строительстве сложных объектов".

Генеральный директор "Адмиралтейских верфей" об ЛСП

По словам Бузакова, необычная форма носовой оконечности сделана для того, чтобы при относительно небольших размерениях ЛСП "Северный полюс" получить максимальную полезную площадь для работы как экипажа, так и ученых. При этом ставилась и решилась задача по минимизации экипажа – на таком большом судне всего 14 человек и 30 человек – научных специалистов. Каждому на борту выделяется отдельная каюта со всеми удобствами. Подразумевается, что минимальное нахождение на борту этого судна занимает полгода, поэтому на ЛСП реализованы все меры, чтобы условия как для проживания, так и для работы были максимально удобными.

Генеральный директор завода-строителя отметил, что на борту платформы 20 лабораторий различного назначения широчайшего спектра, начиная от изучения климатических условий таяния льда и воздействия на промышленные объекты в условиях полного замерзания на низких температурах до 50 градусов в районе Северного полюса и заканчивая исследования по картографии морского дна. На судне есть ангар для беспилотника, с помощью которого будет изучаться атмосфера в районе нахождения платформы. "Северный полюс" будет вести постоянный мониторинг погодных условий.


На судне предусмотрен выход полярников на лёд, чтобы работать в идеальных условиях без влияния магнитного поля станции.

Вместе с этим, ЛСП имеет необычную форму подводной части, что обеспечивает сдерживание ледовых нагрузок при стоячем режиме работы. Сегодня нет ни одного судна под двойной ледовый класс, когда платформа находится в движении – обеспечивается класс Arc5, а когда ЛСП вмерзает в лед, обеспечивается класс Arc8 – абсолютно редкий класс, где судно обеспечивается специальным ледовым поясом из определенной стали.

Когда первая экспедиция

Александр Бузаков рассказал о том, что к концу 2021 года платформа будет достроена, а в 2022 году начнутся швартовные и ходовые испытания. К концу 22-го судно будет готово идти в экспедицию.

Больше новостей: