07 ноября 2025 17:02
читать 10 минут

Купить нельзя отобрать: кто получит зарубежные активы «Лукойла»

Gunvor все-таки не купит активы российской нефтяной компании из-за угроз США. Возможно, американцы хотят сами завладеть объектами «Лукойла» с большой скидкой – или вынудить другие страны их национализировать. 

Международный нефтетрейдер Gunvor отменил сделку по покупке иностранных активов «Лукойла». Случилось это сразу после заявления Минфина США об отказе выдать Gunvor лицензию для ведения бизнеса до завершения конфликта на Украине. Компания отвергла обвинения американского регулятора в связях с Россией, однако решила отозвать свое предложение о приобретении зарубежной «дочки» «Лукойла». Эксперты полагают, что американцы таким образом пытаются «сбить» цену на российские активы или вовсе довести дело до их национализации за рубежом.

Для кого «готовят почву»

22 октября США ввели блокирующие санкции против «Роснефти», «Лукойла» и их дочерних структур, запретив проводить любые сделки с этими компаниями. «Лукойл» тут же выставил на продажу свою «дочку» LUKOIL International GmbH, владеющую всеми своими зарубежными активами. А 30 октября стало известно, что ее покупает швейцарский сырьевой трейдер Gunvor – для завершения сделки не хватало только разрешения Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), которое позволяет совершать операции с подсанкционными активами. Однако американский Минфин сделку не одобрил – назвал Gunvor «кремлевской марионеткой» и заявил, что компания никогда не получит лицензию на деятельность и извлечение прибыли до прекращения военных действий на Украине.

Опрошенные Mashnews эксперты считают довод о связях Gunvor Group с Россией надуманным. Российский бизнесмен Геннадий Тимченко, который действительно был одним из основателей компании, покинул ее еще в 2014 году. Решение США – чисто политическое, а значит, нет никаких гарантий, что они вообще согласуют какого-то покупателя на российские активы.   

«Формулировка о «связях» может быть подтянута для любого потенциального покупателя, который, как минимум, должен провести переговоры с российской стороной и обследовать объекты. Целью OFAC является не контроль легитимности передачи активов организаций, находящиеся под юрисдикцией США, а блокировка любых сделок в интересах российских компаний», - прокомментировала Mashnews генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамара Сафонова.

Возможно, американцы хотят сбить цену на активы «Лукойла» и вынудить компанию продать их максимально дешево – ведь после срыва сделки дисконт неизбежен, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Возможно, что интерес к покупке есть у крупных американских игроков, таких как Chevron и ExxonMobil, и готовится почва для максимально выгодной для них сделки, считает эксперт.

«Введя санкции против «Лукойла», OFAC дало месяц на сворачивание операций с компанией – до 21 ноября, а любая другая сделка пройдет уже после этой даты, так как нужно время на ее подготовку и поиск покупателя. А значит, теперь американцы будут согласовывать любую сделку и смотреть все условия. Поэтому они наверняка будут проталкивать американские компании в качестве покупателей зарубежных активов «Лукойла» и требовать при этом большего дисконта», - пояснил Игорь Юшков.

Круг потенциальных покупателей зарубежных активов «Лукойла» ограничен несколькими категориями игроков, считает декан факультета финансовой экономики МГИМО, доктор экономических наук, профессор Игбал Гулиев.

«Во-первых, это партнеры по существующим проектам – они понимают реальную стоимость активов. Во-вторых, это госкомпании из дружественных стран. Затем, возможно, это нефтетрейдеры из нейтральных юрисдикций», - прокомментировал собеседник Mashnews.

Теоретически купить активы российской компании могут любые компании – китайские, индийские, европейские, добавил заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

«Как предположение – это может быть даже казахстанский «КазМунайГаз», с учетом того, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на днях встречался с американскими нефтяными компаниями», - предположил в разговоре с Mashnews эксперт.

Тамара Сафонова напомнила, что интерес к комплексной сделке был связан именно с необходимостью реализации активов «Лукойла» в недружественных юрисдикциях.

«При необходимости компания сможет обеспечить продажу отдельных активов в дружественных юрисдикциях и без посредников», - отметила руководитель Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора.

Отжать ради безопасности

Потеря иностранных активов хоть и грозит финансовыми потерями, но в целом не критична для «Лукойла», считает Игорь Юшков. Проблемы с работой за рубежом у компании возникли не сегодня.

«Лукойл» выстраивал вертикальную интеграцию: добывал нефть и поставлял ее на свои же нефтеперерабатывающие заводы в Европе, где производил нефтепродукты и потом продавал на своих же АЗС. Однако с 2022 года введен запрет на поставку российской нефти морским транспортом в страны ЕС, поэтому НПЗ «Лукойла» в Румынии, Болгарии и других странах это сырье не принимают. То есть эта вертикаль уже раньше была разорвана», - пояснил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

По мнению Дмитрия Гусева, «Лукойл» особо ничего не потеряет от продажи зарубежной «дочки». Другое дело, что активы могут просто забрать – национализировав их. Такой риск, например, существует с заводами «Лукойла» в Болгарии и Румынии, если США не дадут согласие на их покупку и при этом не выведут из-под санкций.

«Получится, что этим заводам никто не сможет продать нефть, и они остановятся. А значит, будет топливный кризис не только в этих странах, но и в целом на Балканах, так как это одни из крупнейших НПЗ в регионе. Поэтому данные государства могут пойти по жесткому сценарию –национализировать активы «Лукойла». Тогда можно будет заявить американцам, что российская компания больше не является их собственником и с них нужно снять санкции», - отметил Игорь Юшков.

При этом, по его словам, для российской компании могут предусмотреть компенсацию за отобранные заводы, однако деньги могут временно заморозить на каком-нибудь европейском счете. 

«И таким образом «Лукойл» вообще ничего по факту не получит. Вполне возможно, что власти европейских стран на это пойдут, потому что для них это вопрос топливной безопасности», - заключил собеседник Mashnews.

«Единственная гарантия – военная база»

Ранее эксперты говорили, что попавшие под санкции российские нефтяные компании будут продолжать работу за рубежом через посредников, ожидая изменения политической ситуации. Но решительные действия «Лукойла» по избавлению от своих зарубежных активов скорее свидетельствуют о том, что нефтяники не верят в возможность быстрого снятия ограничений даже после завершения украинского конфликта.

«С одной стороны, заявление Минфина США явно увязывает возможность сделок с окончанием конфликта. С другой стороны, опыт показывает, что санкции против российских энергетических компаний имеют долгосрочный характер и вряд ли будут сняты автоматически даже после политического урегулирования. Западные страны могут использовать санкции как инструмент долгосрочного давления и извлечения политических уступок. Кроме того, санкции 2014 года в отношении энергетического сектора продолжают действовать до сих пор, что показывает их устойчивый характер», - отметил Игбал Гулиев.

С ним согласен Дмитрий Гусев, считающий, что никакое международное право не защищает от политических решений. 

«Поэтому все ключевые и стратегически важные активы нужно по максимуму размещать у себя и пытаться донастраивать мировую экономику под себя. Гарантий ни в Европе, ни в Америке, ни в Африке нет, если только там не стоит ваша военная база. Кстати, это тоже вариант – сначала ставить военную базу, а потом размещать свои объекты», - резюмировал эксперт.
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!