Кредит за счет подрядчика. Почему у судостроительных предприятий так много арбитражных споров
Более ста исков получили за последние полгода пять предприятий, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Mashnews попытался понять - в чем дело? Эксперты говорят: если пени за просрочку оплаты ниже, чем кредитная ставка, то задерживать выплату выгодно.
Судостроение под судами
Против ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» с сентября 2023 года по март 2024 года было подано 70 исков на общую сумму 1,2 млрд рублей. Крупнейший иск подал АО «Концерн «Океанприбор» – 225,15 млн рублей.
АО «Хабаровский судостроительный завод» за тот же период столкнулся с исками на общую сумму 476,6 млн рублей, из них 471 млн рублей - иск Минпромторга. Остальные иски, которые поданы против Хабаровского судостроительного завода, касаются небольших сумм за совершенно типовые услуги типа вывоза мусора.
Против судостроительного завода «Лотос» было подано 13 исков о взыскании с компании долгов на общую сумму 88,83 млн рублей (крупнейший – от АО «Государственная транспортная лизинговая компания« в конце января на 31,8 млн рублей). С сентября 2023 года зарегистрировано 2 намерения кредиторов обратиться в суд с заявлением о признании »Лотоса» банкротом, последнее – 20 марта 2024 года от АО «Завод «Красный якорь», говорится на ленте раскрытия деловой информации Федресурс.
На Амурский судостроительный завод с сентября 2023 года по март 2024 года было подано 15 исков на общую сумму 90,5 млн рублей. Крупнейший - ЗАО«НПК »Пуск« на 21,4 млн рублей.
АО «Северное производственное объединение «Арктика» с декабря 2023-го по март 2024-го получило 17 исков от поставщиков из-за неоплаты заключенных компанией договоров. Общая сумма требований составляет порядка 38 млн рублей. Mashnews писал об этом.
Инструмент давления
В «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), куда обратился Mashnews за комментариями,
полагают, что проблемы нет и речь идет о спорах хозяйствующих субъектов, проходящих в правовом поле.
«В контур Объединенной судостроительной корпорации входит более 40 юридических лиц, осуществляющих различные виды коммерческой деятельности. Взаимодействие участников рынка, как правило, сопровождается спорами хозяйствующих субъектов вне зависимости от отрасли, в которой они работают, это является нормальной практикой экономических отношений», – сказал собеседник Mashnews из ОСК.
Он полагает, что зачастую подача иска может стать итогом согласованных действий между истцом и ответчиком.
«Принимая во внимание масштабы деятельности ОСК простое суммирование открытых арбитражных дел демонстрирует их значительное количество, но при этом необходимо отметить, что не всегда подобные споры свидетельствуют о наличии разногласий между участниками процесса, иногда это может быть совместно принятое решение об урегулировании спора именно в судебном порядке», – добавил собеседник.
По его словам, многие иски урегулируются в досудебном порядке, а сам факт подачи иска используется как инструмент давления на одну из сторон процесса. То же можно сказать об использовании механизма подачи заявлений о банкротстве, часто подобные публикации не свидетельствует о реальном намерении кредитора обращаться с заявлением о банкротстве, а скорее используются как инструмент понуждения исполнения решения суда, так нередко бывают ситуации, когда сообщение кредитора аннулировались уже через 3 дня.
«В настоящее время ОСК продолжает комплексный аудит, включающий в себя в том числе анализ юридического обеспечения деятельности входящих в корпорацию обществ, формирует новые подходы к управлению хозяйственной деятельностью. При этом корпорация всегда будет последовательно защищать свои интересы и намерена предпринимать все необходимые меры по защите своих прав в рамках действующего законодательства», – заключил собеседник издания.
Отправленные запросы в Хабаровский судостроительный завод, ССЗ «Лотос», СЗ «Северная верфь» пока остались без ответа.
Сами просят подать на них в суд
Практика задержек платежей и получения их через суд является типовой для этой отрасли российской промышленности, сказал заместитель генерального директора «ЦНИИ Морского флота» Александр Буянов в беседе с Mashnews.
«У нас у самих есть такой опыт получения денег за услуги. Мы много выполняем экспертиз для судостроительных заводов и сами подавали в суд несколько раз для получения денег. При этом данные заводы являются нашими постоянными клиентами. Иногда сами просят подать на них в суд для ускорения процесса», – рассказал он.
Причинами, по которым оплата контрактов через суд стала повседневной практикой, Буянов назвал действующую в стране систему закупок, длительные процессы заключения договоров и ситуацию с наличием и поставками судового оборудования.
«Все процессы стали длительнее, а это приводит к задержкам платежей и от заказчиков. В целом у завода происходит смещение финансовых потоков. Это знаете, как у строителей раньше, на твои деньги строят предыдущий дом, в твой дом будут строить на деньги будущих клиентов. Поэтому и идут задержки по платежам поставщиков. При этом через суд и даже в досудебном порядке особых проблем с платежами нет. Но я говорю о нормально функционирующих верфях», – пояснил эксперт.
В этой связи он полагает, что отмеченные иски к судостроительным компаниям являются повседневной рутиной и не несут угрозы их функционированию.
«Мне кажется, это обычная текущая деятельность. У меня самого за последние два года были три случая, когда меня заказчик - судостроительный завод - просил подать на него в суд. Это связано с внутренним планом платежей и они честно говорят, что как только к нам приходят с судебной претензией, у нас это идет приоритетом к оплате», – пояснил замгендиректора «ЦНИИ Морского флота».
Он рассказал, что зачастую для продолжения работы с судостроительным предприятием необходим судебный иск.
«Вот просят у меня сделать заключение, а я не могу, так как не оплачен предыдущий контракт, а мне говорят »напиши нам претензию«. Мои юристы пишут претензию, отправляют, через два дня мы получаем платеж по предыдущему договору, заключаем новый контракт и работаем дальше. Это какая-то совершенно дурная практика, но она реально существует. Хорошо ли это? Наверное плохо, но так оно работает», – посетовал Буянов.
Впрочем, у просрочек по платежам судостроительными компаниями может быть и еще одна причина, о которой Mashnews рассказала руководитель правового департамента военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Марина Ведмук. По ее словам, это легальный способ получить заем под невысокий процент.
«Фактически многие крупные концерны, не только ОСК, реализуют такой способ бесплатно попользоваться деньгами. Если условия договора позволяют платить пени за просрочку оплаты ниже, чем кредитная ставка, то задерживать выплату очень выгодно. Средний срок рассмотрения дела в арбитражном суде, с учетом срока на обжалование, составляет 8-10 месяцев. Именно это, как правило, и движет компаниями, когда они принимают решение не платить добровольно», – сказала она.
Марина Ведмук отметила, что могут быть и другие объяснения неоплаты контрактов. «Причиной может стать отсутствие поступлений на так называемый «простой» счёт. Но это все таки исключение, а не правило», – добавила эксперт.
Контроль и учет
Судостроительные компании работают как с гособоронзаказом и госзаказом, где весьма строгий контроль за расходованием средств, так и с прочими заказчиками, пояснил Александр Буянов.
«В случае с гособоронзаказом действуют жесткий контроль и система казначейских счетов, там поставщики не подают в суды, потому что там невозможно не оплатить – прокуратура до тебя дойдет быстрее заказчика с вопросом »почему ты не оплатил?«. Те дела о неплатежах, которые есть в картотеке арбитражных дел, скорее всего, касаются коммерческих заказов», – говорит он.
Менее жесткая система контроля выстроена при работе с госзаказом. В некоторой степени аналогом эскроу-счетов в строительстве можно назвать механизм банковского финансового контроля и аудита.
«Банк ведет акцепты и аудит платежей и счетов судостроительных предприятий. Я - как заказчик - нанимаю банк, и судостроительное предприятие без акцепта банком счета, поверки его на предмет того, кому, что, в каком объеме, просто его не оплачивает», – рассказал Буянов.
Проблемы у структур ОСК отмечали и ранее. Собственно, переход судостроительной корпорации в доверительное управление ВТБ в августе 2023 года и был связан с тем, что ОСК признали маллоэффективной госкомпанией.