16 мая 2025 17:03
читать 10 минут

«Красное Сормово» заплатит миллионы за поломку немецкого судового оборудования

Завод «Красное Сормово» ответит рублем за выход из строя произведенной в Германии винторулевой колонки на сухогрузе «Альфа Атлант». Судно находилось в простое 15 месяцев, а его ремонт проводили бывшими в употреблении запчастями.

На те же грабли

Для судозавода «Красное Сормово» (входит в ОСК), который выпускает самые массовые сухогрузы современной России проекта RSD59, очередное разбирательство по поломке судна пока не увенчалось успехом. Ростовская компания «Альфа», эксплуатант сухогруза «Альфа Атлант», должна получить от АО «Завод «Красное Сормово» компенсацию в размере 258,5 млн рублей за ремонт судна и упущенную выгоду.

Такое решение 14 апреля вынес Арбитражный суд Нижегородской области. «Красное Сормово» уже подало апелляционную жалобу, ее рассмотрят 4 июня.

Это не первая история с винторулевыми колонками на сухогрузах этого проекта. В 2023 году «Красное Сормово» проиграло дело по иску судоходной компании «Пола Райз». На судне «Пола Мария» – ровно таком же как «Альфа Атлант» – сломалась все та же винторулевая колонка и тоже ровно через год эксплуатации. Но тогда «Красное Сормово» заплатило 28 млн рублей, почти в 10 раз меньше, чем от судозавода требуют сейчас.

Сухогруз «Альфа Атлант» был построен в ноябре 2020 года, а уже в июле 2021-го выбыл из строя. После целого ряда экспертиз с участием представителей Schottell было установлено, что винторулевая колонка правого борта сухогруза не подлежит дальнейшей эксплуатации. В масле ВРК была обнаружена крупная металлической стружка. Компания «Альфа» считала это заводским браком, «Красное Сормово» – результатом неправильной эксплуатации. В результате суд встал на сторону судоходной компании.

Существовала возможность купить новую ВРК в Германии (дело было до санкций). Но у «Альфы» не было полмиллиона евро на такую покупку, а «Красное Сормово» не признало поломку гарантийным случаем и на запрос о финансировании не отреагировало. В итоге владелец судна использовал для замены сломавшейся ВРК аналогичную установку с судна-донора, которое было построено в 2011 году.

Вместо 15 дней на восстановление работоспособности судна ушло 15 месяцев, что привело к существенным убыткам от простоя. Которые, как решил суд, и надо компенсировать.

В Объединенной судостроительной корпорации на запрос Mashnews о перспективах взыскания судебных издержек с производителя ВРК – компании Schottell - от комментария воздержались.

Можно ли было иначе

Международный эксперт в области финансирования и построения судовладельческого бизнеса Алексей Пономарёв объяснил Mashnews, какие варианты решения проблемы с сухогрузом были у «Альфы».

Если оборудование не влияет на конструкцию судна, то его замена с оригинального на аналог осуществляется достаточно просто. Проверяются технические характеристики с производителем оборудования, согласуется верфью и направляется формальный запрос в классификационное общество с описанием и подтверждением, что аналог не уступает оригиналу, будет уверенно выполнять требуемые функции и не повлияет на безопасность.

В случае с винторулевой колонкой ситуация сложнее, так как этот модуль влияет на конструктив и технические характеристики судна. Сначала необходимо сделать проект на изменение конструкции, затем формируется обоснование выбранного аналога, объясняются причины замены и подтверждается работоспособность всех систем.

Далее идет согласование проекта в Российском морском регистре судоходства, который утверждает возможность замены. Без подтверждения от Регистра судно считается немореходным и при очередном освидетельствовании не получит требуемые документы. Эксплуатировать такое судно нельзя. Процесс подготовки проекта требует времени и существенных трудозатрат.

«С учетом санкций ситуация с заменой на аналог возможна, так как европейские производители контролируют вторичный рынок. Они следят за тем, чтобы комплектующие не попадали на санкционные рынки. Комплектующие, которые производились только для российской техники и имеют уникальный номер изделия, сейчас не производятся серийно», - отмечает эксперт.

Всего в стране эксплуатируется около 40 судов проекта RSD59, есть большой опыт эксплуатации таких теплоходов, выявлены типичные технические проблемы. Сам борт вопросов не вызывает, а вот качество различных узлов и агрегатов иногда ставится под сомнение.

«Красное Сормово» продолжает строить эти сухогрузы, главная проблема производства – поставка судового оборудования из-за рубежа.

В связи с этим проектант судна – Морское инженерное бюро - могло бы озаботиться перспективной заменой потенциально проблемных и критически важных элементов зарубежного производства на отечественные, что сделало бы ему честь. Тем более для этого сейчас создаются наиболее благоприятные условия за весь постсоветский период.

Надо делать свое

Mashnews неоднократно рассказывал о проблемах судостроителей и заказчиков, которые связаны с поставками импортного оборудования. Эксперты говорили о необходимости максимального снижения импортозависимости в судостроении по ключевым компонентам, без которых эксплуатация судов невозможна.

Самый большой ущерб от продолжающейся зависимости от импорта получает страна в целом. Реализация проектов затягивается на годы, контракты дорожают, сроки обновления и развития флота постоянно корректируются, как сейчас говорят, «со сдвигом вправо». Единственным действенным решением является переход на самообеспечение всеми основными материалами и оборудованием.

«Поломка ВРК на судне «Альфа Атлант» показывает, насколько значимым может оказаться использование импортных компонентов в отечественном судостроении. В России действуют программы по импортозамещению в части судовых механизмов, а также существуют серийные образцы движительно-рулевых колонок схожих параметров производства НПО «Винт». При этом полная независимость от западных комплектующих пока остается существенным вызовом для отечественного рынка», - говорит эксперт российской компании в сфере стратегического промышленного консультирования «АТК+ Консалтинг» Анвар Валиев.

Помимо развития собственного производства в части импортных компонентов целесообразно предусматривать различные варианты исполнения механизмов от разных производителей еще на этапе проектирования судна – дифференциация источников поставок помогает существенно снизить риски, добавляет собеседник Mashnews.

Достижение судостроительного суверенитета выходит на новый системный уровень. Мипромторг России 7 мая завершил прием заявок от разработчиков и производителей судового оборудования, которым     затем могут быть выданы субсидии. В перечне приоритетов буквально всё – от двигателей до спасательных кругов, и это должно обеспечить отрасль всем необходимым.

Правда на подготовку солидного пакета документов потенциальным участникам давалось всего шесть рабочих дней. Скольким из них удалось уложиться в столь жесткие сроки, станет известно в ближайшее время.

СПРАВКА MASHNEWS

Сухогрузы проекта RSD59 класса «река – море» достигают почти 141 м в длину и предназначены для перевозки генеральных и навалочных грузов, зерна, круглого леса и угля. В июне 2023 г. судозавод «Красное Сормово», входящий в ОСК, и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) заключили контракт на строительство шестой серии из 34 судов. Соглашение стало крупнейшим за всю историю сотрудничества ГТЛК с предприятиями Объединенной судостроительной корпорации.

Первые 10 сухогрузов планировалось сдать к концу 2024 г., следующие две партии по 12 единиц – к октябрю 2025 г. и февралю 2027 г. соответственно. До конца 2025 г. «Красное Сормово» должно передать заказчикам 10 судов, сдача которых перенесена с 2024 г., в том числе восемь сухогрузов проекта RSD59.

Средняя стоимость сухогруза шестой серии на момент заключения контракта оценивалась в 1,25–1,3 млрд руб., всей серии – более чем в 44 млрд руб. Сейчас эксперты называют актуальную цену одного борта в диапазоне 1,5–1,7 млрд.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!