25 мая 2023 17:32
читать 9 минут

Когда беспилотники вернутся с фронта, их можно будет пустить в гражданский оборот

Заказчики беспилотников хотят от производителей дронов не совсем того, что они могут предложить. Об этом говорили на конференции по развитию беспилотных систем, которая прошла в «Сколково». MASHNEWS разбирался, где «Газпром нефти» найти беспилотник с дальностью полёта от 700 км, когда в Москве заведут доставку пиццы дроном и возможно ли возрождение эры дирижаблей.

Беспилотник мечты: чего хотят от дронов

Производители беспилотников, их эксплуатанты и представители власти обсудили на конференции «Дронкорф» (проходила на базе инновационного центра «Сколково» 24–25 мая), чего они хотят друг от друга.

Основная проблема отрасли: пока пожелания заказчиков далеки от предложений, которые есть на рынке. Все хотят дёшево, надёжно и быстро, сказал руководитель департамента управления авиатранспортом «Почты России» Георгий Баутин.

«Тут встаёт вопрос времени, господдержки и импортозамещения. У нас есть примеры, когда аппарат четыре месяца не летал в ожидании какого-нибудь импортного подшипника», — рассказал Баутин о текущих проблемах.

Замминистра промышленности и торговли РФ Василий Шпак заявил, что Россия «уже опаздывает» за мировым рынком беспилотных аппаратов. Он, как государев человек, вспомнил про военную операцию на Украине, сказав, что, когда беспилотники вернутся с фронта, их можно будет пустить в гражданский оборот. Чем именно будет заниматься, например, тяжёлый ударный БПЛА «Охотник», он не уточнил.

Какие дроны нужны состоятельному корпоративному клиенту, рассказал руководитель центра технологий БАС «Газпромнефть цифровые решения» Никита Сивой. Он сказал, что только в нефтяной промышленности есть более ста сценариев, как можно использовать беспилотное воздушное судно. Крупнейшие запросы — на мониторинг. Надо снимать сверху трубопроводы, чтобы быть уверенными, не повреждены ли они.

Он рассказал собравшимся, о каком беспилотнике мечтает «Газпром нефть».

  • Он нужен для крупноплощадной съёмки.
  • Полезная нагрузка — 3–4 кг (как правило, чтобы установить лазерный сканер).
  • Дальность полёта — от 700 км.
  • Общий вес — до 30 кг (БПЛА до 30 кг не надо сертифицировать).

У московской мэрии другие требования. Замгендиректора фонда «Московский информационный кластер» Павел Подгорнев сказал, что через три-пять лет Москве хотелось бы, чтобы аэродоставка стала общим местом. Доставлять пиццу не к окну, но хотя бы к станции у парадной. Примером он назвал китайский город Шэнчжэнь, где это успешно начали практиковать.

Москва мечтает о «Фольксвагене Жуке в мире беспилотников»:

  • это надёжный дрон, у которого длительные межсервисные интервалы;
  • максимально автономный дрон;
  • автоматизированная система управления в плотном городском трафике (самая распространённая мечта в сфере беспилотников).

Пока таких дронов отечественная промышленность не освоила.

Запреты и перспективы


Фото: gazprom-neft.ru

Замминистра Василий Шпак отметил, что «надо снимать» ограничения на полёт дронов в российских регионах. Сейчас они введены в более чем 45 областях страны. Летать аппараты могут, только если выполняют заказы властей. Собеседники MASHNEWS из отрасли заявляли, что безопасность воздушного пространства запреты не обеспечивают, но убивают бизнес.

Первый шаг в развитии — экспериментальные правовые режимы (ЭПР), отметил Георгий Баутин. Они позволяют, по сути, временно менять законы на определённой территории, в данном случае — для упрощения коммерческого использования беспилотников. Введены экспериментальные режимы пока всего в четырёх регионах — на Ямале, Камчатке, Чукотке и в Ханты-Мансийском АО.

Спрос по логистике только в этих регионах превышает 1 млрд рублей в год. Если подобное ввести по всей России, то спрос может превысить 30 млрд рублей только в части логистических контрактов.

В Башкирии уже к осени такой же режим должен заработать. В Петербурге он находится на стадии обсуждения.

Основатель и глава компании «Флай Дрон» Никита Данилов рассказал, что в Петербурге ЭПР буксует, так как нет согласования от «двух ведомств». При этом программу ЭПР уже сократили — с общегородского охвата на два района. На какие именно, пока не уточняется, так как и это может быть неокончательной корректировкой.

Георгий Баутин заявил, что требования к сертификации дронов немного завышены и сертификация не должна быть единой.

«Для маленьких аппаратов нужно меньше требований. Сельхоздрон, который летает с нагрузкой в 30 кг жидкости в трёх-пяти метрах от земли и в радиусе коробочки, не надо сравнивать с аппаратом, который может проходить над жилыми застройками», — сказал Баутин.

Без управления дрон — болванка. Его нельзя будет использовать на дальних расстояниях без инфраструктуры, отметил замгендиректора по научной работе и развитию ОАО «Азимут» Виктор Соломенцев.

«Наземная инфраструктура — говорят, что дорого, спутники — нет у нас такой спутниковой группы, чтобы всю страну покрыть», — говорит Соломенцев. В итоге уповать приходится на частных инвесторов, хорошо б, чтобы они по примеру Маска организовали свой «Старлинк», но вопрос — поддержит ли их Роскосмос. Впрочем, Соломенцев полагает, что в городах для связи с дронами достаточной сотовой сети.

Решимость федеральных властей развивать беспилотную отрасль отстаивал управляющий директор Агентства по техническому развитию Даниял Капланов. Он напомнил, что уже к 1 сентября этого года должен быть проработан нацпроект. В его рамках производители БАС получат:

  • льготный лизинг в районе 3–4%;
  • компенсацию лётного часа;
  • компенсацию скидок производителям.

Он обещает, что мер будет больше, но конкретно можно говорить об этих трёх. Капланов подчеркнул, что планируются и прямые субсидии, которые будут доступны малому и среднему бизнесу.

«Субсидии будут направлять в те сектора частного спроса, которые не охвачены крупными компаниями», — заявил он.

Оценивая мечты производителей и эксплуатантов беспилотников, Георгий Баутин напомнил прописную истину российской авиации: «Какие бы стандарты ни разработали, через пять лет Росавиация скажет летать »так« — и будете летать »так«.

Дирижабли всё-таки пригодятся


Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Вопрос из зала оживил всех участников дискуссии. Мужчина, представившийся «далеко не профессионалом», спросил, а не проще ли, надёжнее и дешевле сделать беспилотные и малоразмерные дирижабли. Ему ответили категорическим «нет».

— Долго летать дирижабли не смогут.

— Они неповоротливы и не смогут сделать съёмку условной стройплощадки.

— Они медленные, а это плохо, когда надо отснять 250 км труб.

— Они очень боятся погодных явлений.

— Дирижабли надо наполнять гелием, который, во-первых, дорогой, а во-вторых, водородом, который слишком хорошо горит.

Но всё же дирижабль может быть подвижной станцией, которая подлетает к городу, зависает, а к ней летят дроны как на склад и забирают нужные для доставки товары. Дирижабль хорош своей грузоподъёмностью.

СПРАВКА MASHNEWS:
В рамках федерального проекта «Беспилотная аэродоставка грузов» 27 апреля на Чукотке беспилотный аппарат «Геоскан-401» перевёз несколько тестовых партий почты через Анадырский лиман из посёлка Угольные Копи в Анадырь (расстояние по прямой — 11 км).

«Геоскан-401» может взять на борт 2 кг полезного груза.

Испытания почтовых дронов пройдут также в Камчатском крае, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецкий автономных округах.

В соответствии с паспортом федерального проекта «Беспилотная аэродоставка грузов» в 2023 году в России должны появиться 33 эксплуатируемых маршрута. На них должно быть перевезено 307 тонн грузов.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент