ИНТЕРВЬЮ: Как создавался первый в мире электровездеход-амфибия

03 Февраль 2021 11:07
Читать 23 минуты

Создать бесшумный эко-вездеход с подвеской и большим клиренсом (45 см), но чуть крупнее обычного квадроцикла? Задача кажется невыполнимой. Команда российских конструкторов и геологов разработали именно такой, первый в мире 6-колёсный электрический вездеход-амфибию "Грин Скаут". Рынок экологических техно-стартапов сегодня переполнен, однако новая отечественная машина выделяется на фоне аналогов: этот электрический вездеход-амфибия полностью экологичен. О преимуществах нового изделия, имидже России в машиностроении и о том, почему в области эко-разработок приходится ориентироваться на Запад, журналисту MASHNEWS рассказал глава компании "Грин Скаут" Иван Красин.


— Иван Вячеславович, почему Вы решили создать новый вездеход?

— В 2014 году мы занимались геологическими изысканиями на Крайнем Севере с использованием вездехода "Арго". Но у него есть ряд недостатков: низкий клиренс — а это трудности в передвижении по мокрому снегу, отсутствие подвески — любая кочка отражается на позвоночнике. Была задача создать вездеход, который обладал бы преимуществами "Арго", но без его недостатков. В результате мы пришли к выводу, что с механической трансмиссией это невозможно. Гидравлическая также имеет ряд недостатков, например: не работает ниже −30°C, к тому же всегда течёт, а мы хотели создать вездеход-амфибию. Представьте, выплываем мы на речку, и тянется длинный масляный след... Решили использовать электрическую трансмиссию. Она отвечала всем требованиям, и в качестве бонусов мы получали бесшумность и экологичность. 

В начале 2017 года концепция была готова, собралась группа конструкторов, а к 2018 году появился первый прототип вездехода, но нас не устроила его подвеска (была резино-жгутовая) и облик: честно говоря, он был страшненький. Пришлось всё это переработать, и к середине 2020 года получился вездеход, который нас устраивал.


— В чем преимущество "Скаута" перед другими машинами?

— Это единственный вездеход с подвеской. Не бывало до сих пор таких шестиколёсных вездеходов: подвеска просто невозможна с механической трансмиссией. Её пришлось бы помещать под корпусом, а это очень большая масса... Лёгкая подвеска развалится на первой же кочке, а с тяжелой нельзя создать амфибию, к тому же нужны очень большие колёса, т. к. от них зависит клиренс, а большие колёса "съедают" полезный объём и увеличивают массу. У "Скаута" же очень высокий клиренс благодаря тому, что использовались мотор-колёса. Он бесшумный, он не выбрасывает углекислый газ. К сожалению, это не очень актуально для России: заботятся о природе у нас разве что в заповедниках. Там "Скауту" не будет равных. Во время испытаний рядом с нами ехал парнишка на двухтактном квадроцикле: кроме шума ещё выхлопы бензина. Всё это неприятно. 

На "Скауте" вы едете в тишине и дышите чистым воздухом. С его помощью, например, можно заниматься поиском людей, т. к. нет фонового шума, сохраняется прекрасная слышимость. Плюс из-за того, что у нас электрическая трансмиссия, мы смогли сделать идеальную развесовку. Обычно в аналогичных машинах мотор помешён в переднюю часть, что создает особенно много неприятностей на воде: вездеход "клюёт мордой", когда плывёт. "Грин Скаут" плавает, как нормальная лодка, и очень устойчив на дороге. 

Также в вездеходах "Арго" и, например, канадском "Mudd-Ox" используется механическая передача, что съедает пространство. "Скаут" и "Арго" одного размера, но у "Скаута" гораздо больше пространства внутри. Единственное, что занимает полезный объём вездехода — аккумулятор, который установлен под сиденьем. То есть "Скаут" можно использовать и для перевозки пассажиров и грузов.

— Среди опций к "Скауту" значится бензогенератор. А на официальном сайте вообще можно добавить в комплект к вездеходу-амфибии лебёдку и лодочный мотор. Хотелось бы прояснить вопрос экологичности. Почему бензогенератор всё же должен быть под рукой?

— С нашей электрической батареей возможен пробег 100 км, если вы в заповеднике, то в бензогенераторе нет необходимости. Но если вы идёте в экспедицию, то вопрос экологии перестаёт быть первостепенным. Или в экспедиции должна быть розетка (смеется). Бензогенератор используется для подстраховки, точнее, подзарядки. К тому же мы планировали утилитарное использование генератора: на месте может понадобиться источник переменного электричества для подключения электроприборов. Возможность поработать дрелью или феном голову высушить, вдруг девушки в поход пошли, даст только бензогенератор.


— В "Скауте" использовали мотор-колёса: другие способы обеспечить большой дорожный просвет при таком диаметре колёс либо слишком сложные, либо ненадёжные. Однако это инженерное решение порождает слабые места вездехода: тяги, уравновешивающие направленное в стороны усилие на подвеске, сами рычаги, на которых расположены ничем не защищенные тормоза с гидравлическими патрубками, и силовой провод к электродвигателю. Конструкция выглядит не так надежно, как описано. "Скаут" точно переживёт любое бездорожье?

— Мотор-колеса, конечно, имеют определенные минусы, которые удалось решить при производстве. Герметизация, например. Мы их загерметизировали наглухо! Рычаги нам пришлось поменять, потому что первый вариант не выдержал сверхнагрузок. Нынешние рычаги абсолютно надёжны. Во время новых испытаний они выдержали удар-падение на одно колесо. Для дополнительной страховки мы использовали автомобильные рычаги: вездеход бортоповоротный, нужно, чтобы при развороте колёса не расползались. Но при промышленном производстве форма рычагов изменится. Провода мы убрали за рычаги, а в дальнейшем планируем спрятать их в металлические патрубки или шланги.

— То есть в промо-ролике неокончательный вариант вездехода, он ещё дорабатывался?

— Мы создали концепцию для серийного производства, соответственно форма, которую мы предоставили, будет дорабатываться. Например, панель управления изменится, но это вопросы эстетики.


— Во время испытаний возникали проблемы с отдельными контроллёрами для каждого двигателя? Возможность полностью изолировать вышедшие из строя агрегаты — ещё одно преимущество "Скаута", но не возникнут ли проблемы с согласованием мощностей каждого мотора?

— Нет-нет, у нас есть блок управления колёс, никаких проблем не возникает. Главное, чтобы на каждой из сторон хотя бы одно колесо работало. Придётся подруливать рулём, но вездеход точно будет ехать.

— В "Скауте" есть дисковые тормоза с гидравлическим приводом, а как насчёт рекуперативного торможения?

— Оно заложено внутрь самих мотор-колёс. Непосредственно его мы не проверяли, но по всем характеристикам оно может осуществляться.

— Продавать "Скаут" планируется не только на российском рынке?

— Основной рынок это, естественно, США и Европа. Там есть средний класс, там есть потребитель.

— Кстати, не так давно американские инженеры восхищались нашими вездеходами...

— Да они не восхищались, просто в прошлом году произошло объединение брендов "Шерп" и "Арго". Но, действительно, по вездеходам имидж России очень даже неплохой, мы ведём рекламную компанию, общаемся с канадцами, американцами и европейцами: во многих сферах у них есть вопросы к России, но здесь всё отлично.

СПРАВКА MASHNEWS:
Длина вездехода "Грин Скаут" — 3,1 м, ширина — 1,8 м, клиренс — 45 м, масса — 450 кг, грузоподъёмность на суше — 800 кг, на воде —1200 кг, пассажировместимость – 6 человек+багаж, скорость вездехода на суше — 70 км/ч, на воде — 5 км/ч. Машина — полноприводная, мощность на каждом колесе — 3 кВт. Общая мощность вездехода — 24 л/с.


Беседовала Софья Кравцова.

Больше новостей: