Как сломанный винт "Севморпути" сорвал модернизацию антарктической станции "Восток"
Единственному в мире атомному лихтеровозу «Севморпуть» проекта 10081 пришлось вернуться в Петербург из рейса в Антарктиду из-за поломки гребного винта. Как следует из данных автоматизированной системы служб капитана порта Санкт-Петербург, 30 декабря судно прибыло в петербургский порт, 2 января его частично разгрузили у 46-47 причалов, а 8-го лихтеровоз встал у причала БЗ-2 Балтийского завода.
Что вёз лихтеровоз в Антарктиду и почему не довёз
Судно должно было доставить новые зимовочные модули для модернизации российской антарктической станции «Восток», однако у берегов Африки сломалась лопасть винта лихтеровоза, после чего сам винт разбалансировался. Починка на месте не удалась. Приём лихтеровоза в иностранных портах осложнён длительными согласованиями, ведь «Севморпуть» оснащён ядерной энергоустановкой. Свою лепту внесли и коронавирусные ограничения. В итоге судно вынуждено было взять курс на Петербург.
Теперь «Севморпуть» ждёт доковый ремонт. Принять судно способен лишь док Канонерского судоремонтного завода.
Как планировали модернизировать станцию «Восток»
Рейс атомного «Севморпути» - одна из составных частей сложной операции по модернизации станции «Восток». Оборудование, в том числе пять новейших зимовочных модулей для полярников, а также ряд специалистов должен был привезти «Севморпуть»; ледокол «Капитан Драницын» обеспечивал доставку строителей и механизаторов, а танкер «Георгий Победоносец» - топливо и другую часть персонала. После выгрузки в районе станции «Прогресс» в заливе Прюдс оборудование и специалистов должны были доставить вглубь материка к «Востоку» - на расстояние почти в 1,5 тыс. км. Монтаж нового зимовочного комплекса планировали завершить к 2023-2024 годам, теперь этот срок отложен вправо.
Кто, если не «Севморпуть»
Экспедицию сорвала поломка. Позднее пришлось эвакуировать капитана «Севморпути» с подозрением на менингит. Уникальная миссия переносится на год. Часть оборудования и специалистов могут доставить другие суда, но они загружены работой и, кроме того, не обладают возможностями атомного лихтеровоза.
Строительство новых российских научно-экспедиционных судов (НЭС) для полярных широт отложено вправо из-за отсутствия финансирования. При этом российские конструкторы из Крыловского государственного научного центра, КБ «Балтсудопроект» и Невского проектно-конструкторского бюро разработали целый ряд НЭС.
СПРАВКА MASHNEWS:
Станция «Восток» – единственная российская антарктическая внутриконтинентальная станция. Основана 16 декабря 1957 года. Реконструировалась в 1974 и 1982 годах. Станцию трижды консервировали. Сейчас инфраструктура объекта изношена более чем на 90%, старые здания находятся в аварийном состоянии.
Лихтеровоз «Севморпуть» – атомное ледокольно-транспортное судно, построенное на керченском СЗ «Залив» в 1988 году. В 2016 году вновь вошло в строй после масштабной модернизации. Длина – 260,3 м, ширина – 32,2 м. «Севморпуть» оснащён водо-водяным реактором типа КЛТ-40. В движение судно приводит один четырехлопастной винт регулируемого шага ВР-10081 с поворотными лопастями. Его масса – 70,1 т.
Новые зимовочные модули для станции «Восток» изготовили на площадке Опытного завода строительных конструкций в Гатчине. Зимовочный комплекс – трёхэтажное здание высотой 17 м и общим весом в 3000 т. В нём располагаются рабочие и технические зоны, жилые комнаты и зоны отдыха, спортивный зал, изолятор с операционной, кабинеты для исследователей, кухня, столовая и др.