16 Декабрь 2020 19:04
30 минут

Как проходила церемония закладки нового атомного ледокола в Петербурге

16 декабря на Балтийском заводе заложили четвёртый серийный (пятый по счёту) атомный ледокол "Чукотка" проекта 22220. Заказчик серии этих судов - "Росатомфлот". Торжественную церемонию посетили заводчане, конструкторы, моряки, а также представители "Росатома" и региона, в честь которого назвали атомоход. Корреспондент MASHNEWS, посетивший верфь, рассказывает о празднике с места событий.

Пятый атомоход

Название нового ледокола проекта 22220 продолжает традицию имянаречения морских судов заказчика (компании "Росатомфлот"), по которой названия современных атомоходов выбираются из географических наименований объектов Северного морского пути или повторяют имена легендарных советских атомных ледоколов типа "Арктика", которые уже выведены из эксплуатации.

По контракту с "Росатомфлотом" Балтзавод будет строить пять атомных ледоколов проекта 22220: головное судно "Арктика" и серийные "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка".


Суда оснащены двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки "РИТМ-200" мощностью 175 МВт. Двухосадочная конструкция ледоколов позволяет использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Технический проект атомоходов разработали конструкторы ЦКБ "Айсберг".

Технические характеристики атомоходов проекта 22220:
Длина173,3 м
Длина по КВЛ160 м
Ширина34 м
Ширина по КВЛ33 м
Высота борта на миделе до ВП15,2 м
Высота общая52 м
Осадка по конструктивной ватерлинии10,5 м
Минимальная рабочая осадка9,2 м
Водоизмещение

33,54 тыс. т

Срок службы40 лет
Экипаж52 человека



Атомные ледоколы проекта 22220 предназначены для самостоятельной проводки судов, круглогодичного лидирования в западной Арктике, ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея (дудинское направление) и Обской губы, а также для буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде. Ещё одна их функция - оказание помощи судам и участие в спасательных работах - как в ледовых условиях, так и на чистой воде.

Для улучшения жизни регионов

Закладка "Чукотки" проходила с соблюдением требований по индивидуальной защите в условиях распространения коронавируса.

В празднике приняли участие генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов,
глава "Росатома" Алексей Лихачев, губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин и генеральный директор "Атомфлота" Мустафа Кашка.



Первым с поздравительной речью выступил генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов. Он подчеркнул, что в новейшей истории судостроительного предприятия подобных серий не было, поблагодарив "Росатомфлот" за оказанное доверие Балтзаводу.



Затем слово взял глава "Росатома" Алексей Лихачев, отметив, что у всех участников появилась добрая традиция - раз в несколько месяцев встречаться на Балтийском заводе по хорошему поводу – закладки новых судов, спуску на воду ледоколов и передачи их в эксплуатацию. По словам Лихачева, названия серии этих атомоходов звучат для атомщиков, осваивающих Северный морской путь, как музыка – "Арктика", "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка". В этих названиях и связь с регионами России, и вызов по освоению Севморпути, с его круглогодичным использованием, и наращиванием присутствия России в арктическом регионе. 

Глава "Росатома" подчеркнул, что строительство серии атомных ледоколов неразрывно связано с развитием самих регионов, потому что экономика, уровень жизни населения, современные технологии наиболее активно развиваются и служат людям, сопровождая движение товаров и растягивая развитие вокруг транспортных магистралей.

По словам Лихачева, у завода и "Росатома" огромные задачи, и несмотря на пандемические ограничения, которые сегодня существуют, все участники проекта движутся вперед, рассказав, что пандемия не должна отразиться на серьёзных планах 2021 года, так как на этот год запланирована передача первого серийного ледокола проекта 22220 "Сибирь". Это обязательная задача, потому что объём перевозок по Северному морскому пути сильно растут. В завершении глава "Росатома" отметил, что такие ледоколы - это самые мощные и эффективные ледоколы на планете, подчеркнув, что предприятие будет делать всё, чтобы увеличить загрузку Балтийского завода, потому что впереди компании ждут не менее инновационные серии судов, которые как всегда будут самыми уникальными и передовыми в мире.



После слово взял губернатор Чукотки Роман Копин:
"Это большая честь для региона и его жителей, что новый ледокол получает созвучное название самого арктического региона – Чукотка. И то, что он будет ходить по Северному морскому пути вдоль побережья полуострова – тоже символично. Подобные ледоколы нужны для того, чтобы СМП мог стабильно работать, а регион ушел от короткой арктической навигации и перешел к круглогодичной доставке груза. Это сильно повлияет на качество жизни и реализации инвестиционных проектов".

Затем губернатор в качестве символического подарка вручил гендиректору Балтийского завода флаг Чукотского автономного округа.



Следующим на церемонии выступил вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин. Он заметил, что стабильность – признак мастерства, и именно это мастерство демонстрируют сотрудники Балтийского завода. Чиновник выразил уверенность, что заказ будет исполнен с нужным качеством, в нужные сроки, что город получит налоги, а мы все будем гордиться, что ледокол построен на петербургской земле.

На празднике вице-губернатор Объединённой судостроительной корпорации Давид Адамия зачитал поздравительную речь председателя совета директоров ОСК Георгия Полтавченко и подчеркнул, что закладка ледокола "Чукотка" – это не только праздник для Балтийского завода, это праздник для России. По словам вице-президента ОСК, сегодня весь мир смотрит на нашу страну, и, "затаив дыхание, видят становление российского ледокольного флота".


В завершении выступил глава "Атомфлота" Мустафа Кашка. Он заметил, что все годы существования атомного ледокольного флота России связаны с Балтийским заводом крепкими узами. Головной атомоход принят в эксплуатацию, он работает и для "Росатома", и для Балтийского завода, и для всей страны. По его словам, с названием пятого ледокола "Чукотка" Россия уже осваивает восточный маршрут Северного морского пути, а это в Арктической зоне крайний регион, и очень важно, чтобы этот маршрут был освоен новыми ледоколами. Так наша страна сможет наконец-то полностью открыть весь Севморпуть с круглогодичной навигацией. Глава "Атомфлота" выразил надежду, что это будет не последний ледокол, который будет построен на Балтийском заводе".


По морской традиции закладную доску к секции ледокола "Чукотка" устанавливали глава "Росатома" Алексей Лихачев, генеральный директор "Атомфлота" Мустафа Кашка, губернатор Чукотки Роман Копин и вице-президент ОСК Давид Адамия.

Что все это значит

Начало жизненного пути четвёртого серийного атомного ледокола проекта 22220 даёт многое для развития Северного морского пути, на который Россия возлагает большие надежды. По словам директора дирекции "Северный морской путь" "Росатома" Вячеслава Рукши, подобные атомоходы спроектированы с расчетом на 40 лет эксплуатации. Он подчеркнув, что строительство серии новых ледоколов – прямое свидетельство того, что "Росатом" успешно преодолел проблему замены действующих ледоколов без срывов сроков крупных инвестиционных проектов "Новатэка", "Восток-Ойл" и т.д.



Вячеслав Рукша рассказал, что ближайшие 40 лет крупные инвесторы могут быть спокойны за свои проекты, потому что ледокольными мощностями они будут обеспечены. А за этим горизонтом, по его словам, появятся или новые ледоколы, или совершенно новые технологии, которые перекроют потребности в атомоходах проекта 22220.

Контрактный срок передачи "Чукотки" - декабрь 2026 года. По словам представителей "Росатома", уже видно, что на ледоколе "Сибирь" заводчане Балтийского завода набирают темпы строительства серии. В 2012 году, когда начиналось сотрудничество между предприятиями, на Балтзаводе работало 1200 человек. Сегодня – 6000. Это совершенно другие темпы строительства и реализации заказов.

Губернатор Чукотского автономного округа на пресс-подходе отметил преимущества атомных ледоколов проекта 22220. По его словам, для стабильной и эффективной работы в широтах Севморпути без подобного флота просто не обойтись.

Роман Копин подчеркнул, что Чукотка давно и плодотворно сотрудничает с "Росатомом". Появление нового ледокола, по словам Копина, завершит условную "триаду", так как сейчас в регионе работает ПАТЭС "Академик Ломоносов", Билибинская атомная электростанция.

Что касается продолжения серии ледоколов проекта 22220, то Вячеслав Рукша пояснил, что увеличение грузопотоков на Севморпути сформируют потребность в таком флоте из-за того, что подобные атомоходы не могут стоять без работы.

СПРАВКА MASHNEWS:
Главное отличие ледоколов с атомной силовой установкой от других ледоколов –  это огромная энерговооруженность. Атомоход может работать без "дозаправки" несколько лет. Кроме того, запасы топлива не занимают места на ледоколе, что позволяет увеличить полезную нагрузку и длительное время работать без захода в порт (более года). Мощность атомного ледокола проекта 22220 дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 м, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для дизельного ледокола.

Больше новостей: