Ижевский опытно-механический завод бьется с «Ижсталью» за прутки из особой стали
Неудачей окончилась попытка Ижевского опытно-механического завода доказать, что «Ижсталь» (входит в группу «Мечел») производит прутки из сплава, патент на который принадлежит заводу. О составе сплава стороны спорят в судах больше десяти лет. Mashnews разбирался в ситуации.
Тайна плавок
Ижевский опытно-механический завод (ИОМЗ) требовал в суде, чтобы ООО «Восток» (предприятие из Ижевска, специализирующееся на оптовой торговле) прекратило продавать прутки (металлические полуфабрикаты), произведенные крупнейшим металлургическим предприятием Удмуртии - «Ижсталью».
По версии ИОМЗ, эти прутки произведены из коррозийно-стойкой стали, защищенной патентом № 2270268. Патент принадлежит ИОМЗ. Прутки используются при изготовлении оборудования для нефтяной и химической промышленности. В состав сплава входят никель, хром, молибден и вольфрам. Суд интересовало, совпадают ли пропорции этих металлов в сплаве «Ижстали» с указанными в патенте ИОМЗ.
ООО «Восток» торговало спорными прутками с 2020 года. ИОМЗ требовал не только прекратить продажи, но и выплатить 45 млн рублей в счет нелицензионного использования сплава из защищенной продукции.
Арбитражный суд Удмуртии, изучив состав сплавов и не найдя 100% совпадений, 4 марта вынес решение – в удовлетворении исковых требований ИОМЗ отказать.
Решение еще не вступило в законную силу - у ИОМЗ есть месяц на его обжалование.
Масштабные экспертизы
Ранее аналогичные судебные разбирательства ИОМЗ инициировал с другими покупателями прутков «Ижстали» - ООО НПП «СТМ», ООО «Технология», ООО «Ижком».
Самым продолжительным был спор с ООО «Каури». В решениях судов с этой компанией указано, что с 2007 по 2010 годы «Каури» действительно вводило в оборот продукцию из защищенного сплава, но срок давности по этим эпизодам истек. В 2015 года Арбитражный суд Удмуртии отказал ИОМЗ во взыскании с «Каури» 102 млн рублей из-за спорного сплава.
Это не остановило ИОМЗ - завод инициировал еще несколько судебных процессов и обращался в Федеральную антимонопольную службы (ФАС). Во всех случаях завод, как следует из данных картотеки арбитражных дел, проигрывал.
В деле проводились очень масштабные экспертизы — у «Ижстали» запрашивались плавильные карты, для выявления материала прутков проверялась продукция разных плавок, но заимствование доказано не было.
Претензии к «Востоку» возникли в 2023 году. Заседания неоднократно переносились, ИОМЗ требовал заменить судью. При рассмотрении спора за основу были взяты данные, полученные в ходе экспертиз во время разбирательств с «Каури», следует из текста решения суда.
Покупатель остается крайним
Главная причина, из-за которой продолжаются судебные споры, — состав сплавов у «Ижстали» и Ижевского опытно-механического завода очень похож.
«Ижсталь» пыталась через суд доказать, что имеет приоритет на коррозийно-стойкую сталь относительно патентов ИОМЗ. Но безуспешно.
В свою очередь ИОМЗ иски по нарушению интеллектуальных прав всегда адресует не «Ижстали», а покупателям продукции компании.
«Непосредственно к продавцу [«Ижстали] требования истцом не предъявлялись, продавец выступал третьим лицом по делу и просил отказать в иске. По правилам процесса у истца есть право о своему усмотрению предъявить требования к тому лицу, которое, по его мнению, нарушило его право», - объяснил Mashnews адвокат Адвокатской палаты Москвы Олег Пантюшов.
Эта схема - обычная для споров, связанных с интеллектуальной собственностью. Правообладатель, как правило, обращается с иском не к изготовителю, а к предприятию, которое выводит на рынок спорную продукцию. Mashnews рассказывал об этой системе на примере контрафактных зубных щеток.
Если бы покупатели прутков «Ижстали» проиграли в спорах с ИОМЗ, то у них появилось бы законное право подать в суд уже на «Ижсталь». Однако пока в делах о спорных сплавах незаконное использование патента не подтверждается.
В таких спорных случаях в «подвешенном состоянии» оказываются потребители продукции. Если бы спор вокруг состава прутков был улажен, их покупатели были бы защищены от претензий потенциального правообладателя, рассказал Mahnews партнер адвокатского бюро «Жданов, Койда, Рубальский и партнер» Кирилл Рубальский.
«Можно «запатентовать» не само сырье как продукт, а изобретение - уникальное техническое решение, которое используется при его изготовлении. Как правило, лицензионный договор на использование изобретения (патента) заключается между правообладателем и тем лицом, которое вводит в оборот «первичный» продукт, в котором используется изобретение. При наличии такого договора дальнейшая перепродажа продукта или результатов его переработки уже не требует согласия правообладателя и заключения с ним дополнительных договоров», - отметил Рубальский.
Не конкуренты
Для ИОМЗ производство заготовок из антикоррозийной стали — основное направление деятельности. «Ижсталь», помимо изготовления прутков, занимается выпуском сортового и калиброванного проката, холоднокатной ленты, стальных профилей. И, судя по всему, не воспринимает ИОМЗ в качестве конкурента.
В публичном отчете по итогам второго квартала 2021 года «Ижсталь» в числе конкурентов перечислила московский завод «Электросталь», «Златоустовский металлургический комбинат», «Днепросталь», «Оскольский металлургический комбинат», «Магнитогорский металлургической комбинат», «Красный Октябрь» из Волгограда, «Петросталь» и «Надеждинский металлургический завод» (стр. 31 отчета). В 2021 году «Ижсталь» публиковала такой отчет в последний раз.
По финансовым показателям компании находятся в разных весовых категориях. По итогам первого полугодия 2023 года выручка «Ижстали» составила 15,3 млрд рублей, чистая прибыль — 2 млрд рублей.
ИОМЗ в последний раз публиковал отчетность по итогам 2022 года, тогда выручка завода за весь год составила 4,2 млрд рублей, чистая прибыль — 753 млн рублей.
В «Ижстали» работают около 6 тысяч сотрудников, среднесписочная численность сотрудников ИОМЗ — 574 человека.
«Необоснованность претензий АО «ИОМЗ» подтверждена решениями судов всех уровней. Нежелание АО «ИОМЗ» принять этот факт вызывает глубокое недоумение. Несмотря на то, что ПАО «Ижсталь» в данных судебных разбирательствах является третьей стороной, это может оказать негативное влияние на деловую репутацию завода, в связи с чем мы оставляем за собой право защищать свою репутацию в суде», - сообщил Mashnews начальник отдела по внешним и внутренним коммуникациям «Ижстали» Андрей Дюгуров.
Mashnews направил запросы на ИОМЗ.