Итоги 2023 года. Россия перестала быть страной дешевого труда
Главные промышленные итоги года: рост производства, энтузиазм российских промышленников, осознание руководителями цены труда, запуск новых предприятий и зависимость от Китая. Mashnews спросил у экспертов, чем им запомнился 2023 год.
От восстановления – к опережающему развитию
Главным событием 2023 года является колоссальный рост промышленного производства и начало комплексного технологического развития производственной сферы. Что формирует реальное импортозамещение в экономике нашей страны, уверен председатель совета по финансово-промышленной политике Торгово-промышленной палаты России Владимир Гамза.
«Правительством приняты фундаментальные документы: Концепция
технологического развития и Таксономия проектов технологического суверенитета и
адаптации экономики. Кроме того, на выходе проект Федерального закона прямого
действия «О технологической политике», который впервые комплексно регулирует и
обеспечивает реализацию национальной программы опережающего технологического
развития всех базовых отраслей экономики. Реализация этой комплексной программы
послужит основой восстановления, а затем и опережающего индустриального
развития всей экономики страны», - сказал Mashnews Владимир Гамза.
По-старому уже не работает
Ключевым в 2023 году стало массовое осознание руководителями промышленных предприятий цены труда. Имеется в виду не сам факт роста заработных плат – это было и в другие годы, а именно то, что Россия перестает быть страной дешевого труда и, на мой взгляд, станет страной, где дороговизна квалифицированного труда будет постоянно действующим фактором, рассказал Mashnews председатель комитета по консалтингу Московской торгово-промышленной палаты Олег Масленников.
«Такое уже было в истории нашей страны – мало кто знает, что при правлении царя Александра Первого заработные платы промышленных рабочих в России были одни из самых высоких в мире. Например, большая часть штата, открытого при Александре Первом Ижевского оружейного завода (в настоящее время Концерн Калашников), были выходцами из Германии. Они приехали в Россию работать именно как рабочие и инженеры. Я это привожу как один из примеров высокой цены квалифицированного труда в России того времени. Сейчас мы во многом возвращаемся к этой практике, и 2023 год является годом перелома сознания руководителей, и наступлением понимания, что по-старому уже не работает. Как работать по-новому – это уже задача 2024 года»,- говорит Масленников.
Без Китая - никак
Сегодня невозможно провести четкую черту между российской промышленностью, китайской промышленностью и условно российско-китайской, сказал Mashnews транспортный эксперт Олег Арефьев.
«В сфере транспорта большая часть производства довольно прилично откатилась назад. Потому что предыдущая концепция развития транспортного машиностроения все же ставила задачу пусть и постепенной, но локализации производимой техники. И эта задача выполнялась с определенным успехом. Сегодня концепция резко сменилась «поворотом на Восток» и пока даже разговоров о какой-либо серьезной локализации нет», - говорит он.
КАМАЗ и НЕФАЗ попытались оперативно перестроиться, продолжает Арефьев, что-то получилось лучше, что-то хуже, что-то вообще не получилось. При этом, если в сегменте грузового транспорта китайская техника однозначно лидирует и продажи продолжают расти, то в сегменте пассажирском отечественная техника продолжает сохранять свои позиции. Но это только благодаря заградительным мерам при закупке техники за бюджетный счет, именно за счет бюджета и идет основное обновление пассажирского сегмента.
«Но довольно удачный пример реального развития у нас есть. Это группа компаний ГАЗ. Она, конечно тоже не без проблем, но все же ушла по пути реального импортозамещения в некоторых сегментах намного дальше своих конкурентов», - считает эксперт.
«Гигантский рост» экспорта китайской техники по итогам 2023 года отметил недавно и врио главы ФТС Руслан Давыдов
Возобновление производства LADA Vesta назвал ключевым событием уходящего года в российском автопроме специалист аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Он считает, что АвтоВАЗу удалось не просто снова начать выпускать автомобили этого семейства, но и перенести процесс производства в Тольятти (ранее «Весту» собирали в Ижевске).
«Причем сделано это было в беспрецедентных условиях
санкционного давления, когда пришлось заменять комплектующие, ранее
поставляемые альянсом Renault-Nissan, на аналоги из дружественных стран и от
местных поставщиков. Да, работа в этом направлении еще не завершена, но то, что
предприятие смогло возобновить производство своей флагманской модели в нынешних
условиях, я считаю достижением. «Веста» - это автомобиль, который успешно
зашел на рынок, покупатель его отлично принял. В 2018 и 2021 годах именно
LADA Vesta становилась бестселлером российского рынка. И уже сейчас мы видим,
что модель снова вернулась в список самых продаваемых в нашей стране», -
объясняет Азат Тимерханов.
От вагонов до пароходов
В 2023 году в России было запущено много новых производств. Экспертов впечатлили проекты в разных сферах.
О трех перспективных проектах, стартовавших в этом году, рассказал Мashnews руководитель исследовательской компании «Infoline» Иван Федяков. Это запуск в мае 2023 года в Ленинградской области одного из крупнейших в России предприятий по обслуживанию грузовых вагонов – Балтийского вагоноремонтного завода «Новотранс». Его проектная мощность составляет 30 000 вагонов и 36 000 колесных пар в год.
Далее Федяков отметил «Центр открытых разработок», известный под торговой маркой OpenYard, который запустил производство серверного оборудования на своем заводе в технопарке «Рязанский». В декабре 2023 года завод начал работу в режиме полной загрузки.
Третий проект года, по мнению Федякова, – это завод «Амкодор-Агидель» в Республике Башкортостан, который производит оборудование для послеуборочной обработки зерна. Начато строительство и еще одного завода - «Амкодор-Алга», он будет специализироваться на производстве специальных и землеройных машин.
Директор Российской Ассоциации возобновляемых источников энергии и электротранспорта Игорь Брызгунов считает, что главное событие года – это запуск в промышленную эксплуатацию Кольской ВЭС (ветряная электростанция - прим. ред.).
«Кроме того, что она расположена за Полярным кругом, ее еще и достроили после ухода держателя OEM». (ОЕМ - original equipment manufacturer, оригинальный производитель оборудования - прим. ред.), - говорит Брызнунов
Для генерального директора судоходной компании «Гама» Дмитрия Галкина главным в 2023 году стало введение в эксплуатацию колесного дизель-электрохода «Золотое кольцо». «Судно стало выполнять регулярные рейсы по кольцевому маршруту «Московская кругосветка» Москва-Нижний Новгород-Москва. К этому событию мы шли 16 лет».
Mashnews подробно рассказывал
о возвращении колесных теплоходов на российские реки.
- Колесный теплоход. Фото: gama-nn.ru
Тяжелые обстоятельства – не причина
Даже в непростых условиях российские заводы не приостановили реализацию инвестиционных проектов. Десятки компаний по всей России строят и расширяют производственные площадки. Общий объем инвестиций превышает 66 млрд рублей, рассказали Мashnews в ассоциации «Росспецмаш».
«Объем производства специализированной техники в России по итогам 2023 года составит 560 млрд руб., что на 16% больше в сравнении с 2022 годом. Наибольший рост производства наблюдается в прицепном машиностроении (+42% к прошлому году), в пищевом машиностроении (+28%), в строительно-дорожном машиностроении (+16%). При этом для производителей сельхозтехники год стал сложным и привел к сокращению производства на 20% - 30% по всем видам прицепной и навесной техники. Главные причины – сокращение в первом полугодии 2023 года финансирования Программы 1432и снижающаяся доходность аграриев. При этом рынок специализированной техники в России в 2023 году вырос на 42% и составил 1,3 трлн рублей», - говорят в «Росспецмаше».
Одновременно в ассоциации отметили, что доля отечественной
специализированной техники на внутреннем рынке РФ сократилась с 46% в 2022 году
до 38% в 2023 году.
ОСК с ВТБ
Передачу Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) под контроль банка ВТБ считают одним из главных событий года авторы телеграм-канала «МашТех».
«На базе ОСК консолидировано около 70% отечественного судостроительного комплекса, который испытывает много проблем, особенно усилившихся в 2022 году. Срыв сроков поставок, устаревшее оборудование, рост стоимости строительства судов, проблемы с комплектующими и многое другое. Есть надежда, что банк возьмется за оздоровление стагнирующей отрасли, и если не победит негативный тренд, то хотя бы сгладит».
- Строительство ледокола Якутия / Балтийский завод
Развитие антимонопольного законодательства
Ключевое событие 2023 года - принятие «пятого антимонопольного пакета», который представляет собой блок разработанных ФАС России изменений в Закон о защите конкуренции, рассказал Мashnews глава антимонопольной практики юридической фирмы «Стоунбридж Лигал» Александр Викторов.
«Изменения затронули правила контроля за экономической концентрацией. В частности, введено принципиально новое основание для согласования сделок: теперь согласованию с ФАС России подлежат сделки, независимо от размера выручки и стоимости активов участвующих в них лиц, цена которых превышает 7 млрд рублей», - поясняет он.
Есть и другие важные нововведения, затрагивающие в том числе и процедурные аспекты рассмотрения ходатайств, говорит Александр Викторов. «Так, например, при рассмотрении ходатайств о даче согласия на совершение сделки ФАС России теперь вправе назначить экспертизу и привлечь экспертов для ее проведения. Также для сделок, которые могут ограничить конкуренцию, введено правило о принятии заключения об обстоятельствах ходатайства и предусмотрена процедура очного рассмотрения».
По мнению Александра Викторова, пятый антимонопольный пакет существенно усовершенствует процедуру согласования сделок антимонопольным органом и делает ее более прозрачной.