Императорский фарфоровый завод отстоял кобальтовую сетку у предприятия из Пензы
Императорский фарфоровый завод добился запрета для пензенской компании «Мир посуды» использовать на своей продукции рисунок «Сеточка». Петербургское предприятие доказало, что орнамент, запатентованный еще в 2021 году пензенской компанией, слишком похож на знаменитую на весь мир кобальтовую сетку.
Палата по патентным спорам 9 июля обязала Роспатент снять охрану с товарного знака «Сеточка», принадлежащего «Мир посуды». Обжаловать это решение пензенская компания может в Суде по интеллектуальным правам.
«Сеточка» представляет собой геометрический орнамент, состоящий из желтых линий и синих вкраплений на белом фоне. В то время как кобальтовая сетка — это синие линии с желтыми вкраплениями.
Больше двух лет продукция, созданная по дизайну, запатентованному «Миром посуды», свободно продавалась на рынке. Товарный знак был оформлен для 21-го класса товаров по международной классификации товаров и услуг и распространялся на широкий перечень кухонной утвари от чайных пар до кастрюль. В октябре 2023 года продукцию с «Сеточкой» от «Мира посуды» заметили представители Императорского фарфорового завода, через Палату по патентным спорам они потребовали запретить предприятию использовать этот рисунок.
СПРАВКА MASHNEWS
- Рисунок «кобальтовая сетка» появился на сервизах Императорского фарфорового завода (в годы СССР — Государственный фарфоровый завод) в 1944 году, автор орнамента — художница Анна Яцкевич. Есть версия, что при создании рисунка автор вдохновлялась орнаментом, разработанным в XVIIIвеке основателем российской фарфоровой промышленности Дмитрием Виноградовым. Сервиз с синей сеткой на белом фоне он презентовал Елизавете Петровне. По другой версии кобальтовая сетка — это отсыл к бомбежкам блокадного Ленинграда, когда горожане заклеивали окна крест на крест. Анна Яццевич пережила блокаду и видела такие окна в родном городе каждый день.
- В 1958 году рисунок кобальтовая сетка был представлен на Всемирной выставке в Париже удостоен золотой медали. Сейчас продукция с кобальтовой сеткой - это визитная карточка Императорского фарфорового завода.
В «Мире посуды» с претензиями петербургского предприятия не согласились. Компания пыталась доказать, что запатентованный ею орнамент выглядит по-другому, с сама продукция представлена в совсем разных ценовых категориях. Если чайная пара с кобальтовой сеткой от Императорского фарфорового завода стоит в среднем 5,3 тысяч рублей, то в «Мире посуды» - чуть более 700. Поэтому потенциальный покупатель ошибиться никак не может.
Также пензенская компания провела интернет-опрос, в котором приняли участие 500 респондентов, 89% из них заявили о том, что рисунки выглядят по-разному и спутать их невозможно. Кроме того, продукция «Мира посуды» вплоть до подачи возражения на товарный знак свободно продавалась на рынке и никакого протеста у потребителей не вызывала.
Тем не менее, Палата по интеллектуальным спорам встала на сторону Императорского фарфорового завода, указав, что кобальтовая сетка широко известна, а объемы продукции «Мира посуды» оценить сложно. К тому же, несмотря на то, что пензенская компания оформляла свой товарный знак для широкой номенклатуры кухонной утвари, некоторые позиции все-таки схожи с теми, что производятся Императорским фарфоровым заводом.
Примечательно, что сама пензенская компания спорную продукцию не производит. Серия «Сеточка», вызвавшая разбирательство, изготавливается в Китае. Но по действующему законодательству правообладатель не обязан искать непосредственного производителя, он может подать претензии к продавцу, который выводит спорный товар на рынок. Mashnews подробно рассказывал о том, как реализуется этот принцип на примере контрафактных зубных щеток.
СПРАВКА MASHNEWS
- Компания «Мир посуды» зарегистрирована в 2014 году, специализируется на оптовой торговле посудой. Выручка компании за 2023 год составила 627 млн рублей, чистая прибыль — 4,5 млн рублей.
- Императорский фарфоровый завод ведет свою деятельность с 1744 года, это старейшее в России предприятие по производству фарфора. Нынешнее юрлицо зарегистрировано в 1993 году. Выручка за 2023 год составила 3,5 млрд рублей, чистая прибыль — 117 млн рублей.