Ил-96-400М готовится к летным испытаниям. Серийный выпуск под вопросом
Ил-96-400М провел успешную рулежку по полосе и скоростную пробежку - так в Воронеже готовятся к летным
испытаниям модификации Ил-96, рассчитанной на 400 пассажиров. Эксперты скептически
относятся к перспективам серийного выпуска Ил-96-400М - расход топлива такой,
что нужны будут льготы для авиакомпаний, чтобы его захотели купить.
Плюс сто пассажиров
Власти России заговорили о том, что
Ил-96-400М должен стать серийным, еще в 2016-м году. Позднее подписали контракт,
заниматься непосредственной работой стал филиал компании «Ил» в Воронеже – в ВАСО
(ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», входит в Объединенную
авиастроительную корпорацию). Предполагалось, что уже серийные образцы, а
именно шесть бортов, уйдут в российские авиакомпании в период с 2021-го по
2023-й. Сейчас на носу 2024-й, но Ил-96-400М может только похвастаться успешной
рулежкой по полосе.
Об этом и рассказали в ВАСО, проведя в конце октября испытания: собственно
рулежку и скоростную пробежку по ВПП.
Сам Ил-96 в Воронеже производят серийно
с 1993-го года. В 2023-м году в Воронеже сделали один Ил-96.
СПРАВКА
MASHNEWS:
Ил-96-400М
– модернизированный Ил-96, который вмещает в себя от 350 до 402 человек (в
зависимости от того, одноклассная или двухклассная версия). Его предшественник
Ил-96-300, для сравнения, может перевозить до 300 человек. Также у 400М более
мощный двигатель – ПС-90А1.
Когда 400-й сможет подняться в воздух,
не сообщают, но, если рулежка и пробежка признаны успешными, то ВАСО не будет
тянуть. Самолет уже покрасили в фирменную ливрею ОАК (Объединенная
авиастроительная корпорация).
Ил-96 считается одним из самых
надежных самолетов в мире. Собственно, поэтому это борт использует президент
России. Он летает на Ил-96-300ПУ (где ПУ – пункт управления).
Ил-96-400М №0001 совершает скоростную пробежку, 28 октября 2023 года. Фото А. ФилатоваБез
Китая он остался один
В июне китайская авиастроительная
компания СОМАС заявила, что более не будет сотрудничать с Россией в лице ОАК по
проекту CR929.
Это был двухдвигательный самолет, рассчитанный на 280-320 мест. Буквы C и
R обозначали
China Russia. Теперь самолет называется просто C929. По размерам и комплектации
салона он больше напоминал Ил-96-300.
В проекте Ил-96-400М не нужна
иностранная помощь, считают эксперты. У него даже авионика российская, отмечает
авиаэксперт Роман Гусаров.
«Санкции на этот самолет никак
повлиять не могут. 400-я модификация Ил-96, это всего на 10 метров удлиненная
300-я версия. Как мы знаем, этот самолет – самолет президента, а специальный
летный отряд самолеты с импортными комплектующими не берет. Он всегда
выпускался всегда исключительно на российской базе. Его зависимость от
зарубежных поставок и санкций никакая», - говорит Гусаров.
Кабина Ил-96Смотрите
в следующей серии
У всех экспертов, независимо от
положительного или отрицательного мнения по самому проекту, есть скепсис в
отношении его серийного производства. Те, что считают самолет плохим, говорят,
что в серию его запустить не получится. Те, что надеются на этот самолет, полагают,
что столько, сколько нужно таких самолетов стране, сделать просто не получится.
Следует отметить и то, что комплексная
программа развития авиационной отрасли России до 2030 года не предусматривает
выпуска самолетов на 350-400 мест. Максимум, который заложен – 12 самолетов
237-300 мест.
«Самолет очень достойный, семейство
Ил-96 - одно из самых надежных в мире, ни одной катастрофы. Единственный минус
– четырехдвигательная компоновка. Современные западные самолеты такого класса
двухдвигательные. Если для Ил-96-300 это был существенный минус, то 400-й
переходит в класс сверхвместимости (от 500 пассажиров), то для них
четырехдвигательная компоновка уже норма», - говорит Гусаров.
Из-за того, что двигателей четыре,
повышается расход топлива. На этот недостаток указывают и другие эксперты.
«Экономика у него довольно плохая, да
и надежность тоже. К тому же, чтобы его производить серийно нужно возобновлять
производство всей номенклатуры комплектующих, а где это взять? То, что мы
когда-то умели производить такие самолеты, не значит, что мы можем делать это
сейчас», - говорит председатель Ассоциации малых авиапредприятий Сергей
Детенышев.
Российской авиации в ближайшее время
таких самолетов как Ил-96-400 нужно около ста штук. ВАСО же может производить
максимум два в год.
«Все упирается в сложность
производства таких самолетов. Вообще, подобные суда не выпускают большими
сериями нигде в мире. Это конструктивно сложная машина и самолеты таких
размеров могут строить Boeing,
Airbus и
ОАК. Это сложно и дорого. Увеличить выпуск можно только, если будет
политическая воля и финансирование», - отмечает Роман Гусаров.