Ил-96-400М готовится к летным испытаниям. Серийный выпуск под вопросом
Ил-96-400М провел успешную рулежку по полосе и скоростную пробежку - так в Воронеже готовятся к летным испытаниям модификации Ил-96, рассчитанной на 400 пассажиров. Эксперты скептически относятся к перспективам серийного выпуска Ил-96-400М - расход топлива такой, что нужны будут льготы для авиакомпаний, чтобы его захотели купить.
Плюс сто пассажиров
Власти России заговорили о том, что Ил-96-400М должен стать серийным, еще в 2016-м году. Позднее подписали контракт, заниматься непосредственной работой стал филиал компании «Ил» в Воронеже – в ВАСО (ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», входит в Объединенную авиастроительную корпорацию). Предполагалось, что уже серийные образцы, а именно шесть бортов, уйдут в российские авиакомпании в период с 2021-го по 2023-й. Сейчас на носу 2024-й, но Ил-96-400М может только похвастаться успешной рулежкой по полосе.
Об этом и рассказали в ВАСО, проведя в конце октября испытания: собственно рулежку и скоростную пробежку по ВПП.
Сам Ил-96 в Воронеже производят серийно с 1993-го года. В 2023-м году в Воронеже сделали один Ил-96.
СПРАВКА MASHNEWS:
Ил-96-400М – модернизированный Ил-96, который вмещает в себя от 350 до 402 человек (в зависимости от того, одноклассная или двухклассная версия). Его предшественник Ил-96-300, для сравнения, может перевозить до 300 человек. Также у 400М более мощный двигатель – ПС-90А1.
Когда 400-й сможет подняться в воздух, не сообщают, но, если рулежка и пробежка признаны успешными, то ВАСО не будет тянуть. Самолет уже покрасили в фирменную ливрею ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация).
Ил-96 считается одним из самых надежных самолетов в мире. Собственно, поэтому это борт использует президент России. Он летает на Ил-96-300ПУ (где ПУ – пункт управления).
Без Китая он остался один
В июне китайская авиастроительная компания СОМАС заявила, что более не будет сотрудничать с Россией в лице ОАК по проекту CR929. Это был двухдвигательный самолет, рассчитанный на 280-320 мест. Буквы C и R обозначали China Russia. Теперь самолет называется просто C929. По размерам и комплектации салона он больше напоминал Ил-96-300.
В проекте Ил-96-400М не нужна иностранная помощь, считают эксперты. У него даже авионика российская, отмечает авиаэксперт Роман Гусаров.
«Санкции на этот самолет никак повлиять не могут. 400-я модификация Ил-96, это всего на 10 метров удлиненная 300-я версия. Как мы знаем, этот самолет – самолет президента, а специальный летный отряд самолеты с импортными комплектующими не берет. Он всегда выпускался всегда исключительно на российской базе. Его зависимость от зарубежных поставок и санкций никакая», - говорит Гусаров.
Смотрите в следующей серии
У всех экспертов, независимо от положительного или отрицательного мнения по самому проекту, есть скепсис в отношении его серийного производства. Те, что считают самолет плохим, говорят, что в серию его запустить не получится. Те, что надеются на этот самолет, полагают, что столько, сколько нужно таких самолетов стране, сделать просто не получится.
Следует отметить и то, что комплексная программа развития авиационной отрасли России до 2030 года не предусматривает выпуска самолетов на 350-400 мест. Максимум, который заложен – 12 самолетов 237-300 мест.
«Самолет очень достойный, семейство Ил-96 - одно из самых надежных в мире, ни одной катастрофы. Единственный минус – четырехдвигательная компоновка. Современные западные самолеты такого класса двухдвигательные. Если для Ил-96-300 это был существенный минус, то 400-й переходит в класс сверхвместимости (от 500 пассажиров), то для них четырехдвигательная компоновка уже норма», - говорит Гусаров.
Из-за того, что двигателей четыре, повышается расход топлива. На этот недостаток указывают и другие эксперты.
«Экономика у него довольно плохая, да и надежность тоже. К тому же, чтобы его производить серийно нужно возобновлять производство всей номенклатуры комплектующих, а где это взять? То, что мы когда-то умели производить такие самолеты, не значит, что мы можем делать это сейчас», - говорит председатель Ассоциации малых авиапредприятий Сергей Детенышев.
Российской авиации в ближайшее время таких самолетов как Ил-96-400 нужно около ста штук. ВАСО же может производить максимум два в год.
«Все упирается в сложность производства таких самолетов. Вообще, подобные суда не выпускают большими сериями нигде в мире. Это конструктивно сложная машина и самолеты таких размеров могут строить Boeing, Airbus и ОАК. Это сложно и дорого. Увеличить выпуск можно только, если будет политическая воля и финансирование», - отмечает Роман Гусаров.