15 июня 2024 12:28
читать 11 минут

Грузовой флот для Северного морского пути предлагают строить за государственный счет

Для развития судоходства по Северному морскому пути (СМП) необходима государственная программа по приобретению и строительству арктического грузового флота. Эта идея обсуждалась на Совете участников судоходства по Северному морскому пути. Эксперты разошлись во мнениях о ее целесообразности.

 

Новое поколение судов

Заседание Совета участников судоходства по Северному морскому пути прошло 7 июня 2024 года в Петербурге. Говорили о необходимости разработки государственной программы по приобретению и строительству арктического грузового флота.

Председатель Совета участников судоходства по СМП Сергей Франк по итогам заседания заявил, что нужно создавать новое поколение судов и синхронизировать планы грузовладельцев и судовладельцев с планами промышленности.

Совет участников судоходства по СМП был создан в 2022 году. Постоянными членами Совета стали «Норильский никель», «Газпром нефть», «Новатэк», «Роснефть», «ГДК „Баимская“», «Северная звезда», Росморречфлот, «Росатом», «Атомфлот», «Совкомфлот» и другие компании.

В 2018 году Правительство РФ наделило «Росатом» полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути.

В августе 2022 года правительство утвердило план развития Северного морского пути до 2035 года, общая стоимость проекта оценивалась в 1,8 трлн рублей. В документе, в частности, говорится о строительстве 9 контейнеровозов, 7 универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (190 млрд рублей, из них внебюджет - 48 млрд), трех ледоколов проекта 10510 «Лидер» (головной обойдется в 100 млрд бюджетных средств), судов атомнотехнологического обслуживания (25 млрд рублей) и четырех дополнительных ледоколов за внебюджетные средства на 220 млрд рублей.

Также нужно построить 16 аварийно-спасательных судов за 27 млрд до 2025 года, еще 30 до 2030 года за 98 млрд, из них 6,8 - внебюджет.

В 2023 году чиновники говорили уже о большем количестве судов. Так, замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов на выставке по гражданскому судостроению «Нева 2023» сообщил, что для обеспечения запланированного к 2035 году грузооборота на Северном морском пути необходимо задействовать 130 единиц флота. По данным главы дирекции СМП «Росатома» Вячеслава Рукши, потребность в судах еще больше - 160 единиц.

Нужны двигатели

Ключевой проблемой при постройке арктического флота является отсутствие двигателей внутреннего сгорания достаточной мощности с большим ресурсом, рассказал Mashnews владелец военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Михаил Даниленко.

«Возможным решением могло бы стать два пути развития двигателестроения. Первый - это создание низкобортных двигателей, производство которых в Российской Федерации в настоящий момент отсутствует. Второй путь - это среднеоборотные двигатели, работающие в спаренных установках. Ранее такие агрегаты реализовывали заводы «Русский дизель» и французский SEMT Pielstic», – пояснил Даниленко.

Он отметил, что строительство арктического флота идет с большим опозданием, нужно построить более 250 судов различного класса. «Российская Федерация в достаточной мере обеспечена судостроительными заводами для выполнения такой задачи, что подтверждено выполнением крупных проектов по строительству схожих судов», - добавил Михаил Даниленко.


Зачем отдельная программа?

Другие собеседники редакции выражают сомнения в необходимости отдельной программы для Северного морского пути.

В России уже действует госпрограмма развития транспортной системы, которую курирует Минтранс, в рамках которой строится большое количество судов различного назначения, в том числе и для эксплуатации в северных широтах. Заказчиками этих судов выступают различные подведомственные Минтрансу организации – Дирекция госзаказчика, Росморречфлот и другие, напомнил Mashnews зам. генерального директора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов.

«Я не уверен, нужна ли вообще отдельная госпрограмма по строительству арктического флота. И сейчас по 44-ФЗ строятся ледоколы и прочие суда для «Атомфлота». Таким образом, я не вижу необходимости в госпрограмме по строительству арктического флота, а организовать мероприятия по повышению уровня локализации этих судов - крайне целесообразно», – говорит он.

Эксперт предлагает сделать это за счет увеличения финансирования системы предоставления субсидий из федерального бюджета российским предприятиям для разработки и внедрения в серийное производство судового комплектующего оборудования.  «Насколько я знаю, такие обсуждения ведутся. А суда в основном и так строятся за бюджетные деньги», – отметил Стоянов.

Скептичен в отношении этой идеи и заместитель генерального директора «ЦНИИ Морского флота» Александр Буянов.

«Я впервые слышу о госпрограмме по судостроению для Арктики. Вообще флот для Арктики в целом нужен для вывоза энергетических ресурсов крупных сырьевых компаний. В чем здесь роль государства - мне не очень понятно. Это огромные деньги, каждое судно стоит несколько сотен миллионов долларов», – говорит он.

Буянов напомнил, что в России стоит задача строительства сухогрузного арктического флота для снабжения территорий по северному завозу, для обеспечения нужд населения. Такие планы есть у Росатома. «Говорить целиком о госпрограмме сложно, ведь там нужны танкера, газовозы, балкеры, порядка 150 судов, это огромные деньги», – поясняет он.

 

Проблема – в санкциях

В том, что новая госпрограмма, в случае ее появления, поможет построить флот для Арктики быстрее, сомневается старший аналитик Альфа-банка Анастасия Егазарян.

«Вряд ли выделение средств поможет быстро решить проблему поставки судов для арктического грузового флота, так как основным фактором, которые препятствует поставкам, являются санкционные ограничения», – считает она.

Анастасия Егазарян напомнила, что «Совкомфлоту» нужны газовозы арктического класса Arc7, поставки таких газовозов пока остановлены из санкций. Заказы, размещенные на дальневосточной верфи «Звезда», пока задерживаются из-за сложностей с импортными комплектующими. И когда проблема будет решена, пока нет четкого понимания.

Минпромторг пытается решить проблему инициацией импортозамещающих проектов. На днях министерство разместило тендер на разработку эскиза газовоза, который призван в основных своих чертах заместить южнокорейские танкеры. Вероятно, госпрограмма, о которой идет речь, будет учитывать подобного рода импортозамещение, но это долгий путь, говорит аналитик Альфа-банка.

 

Ставка на эффективные предприятия

Разговоры о такой программе идут последние лет 7-8, с момента, как президентом России была подписана программа развития Арктической зоны РФ. Другое дело, что потом возникли проблемы геополитического характера, рассказала изданию советник гендиректора ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» по взаимодействию с органами государственной власти Полина Сенченко.

«Участники рынка не знают об условиях переговоров между «Совкомфлотом» и «Росатомом». Однако можно предположить, что это будет напоминать программу, запущенную в конце 2023 года по государственной поддержке авиации и БПЛА. Скорее всего, будет предложена кооперация, будет включение научных разработок, привлечение субъектов среднего и малого предпринимательства, несомненно значимые финансовые вливания и административный ресурс - как мы все видим, без личного участия президента ничего не работает», – объясняет она.

Если программа развития арктического судоходства все же появится, КМЗ готов принять в ней самое деятельное участие, говорит владелец Кингисеппского машиностроительного завода Михаил Даниленко.

«Военно-промышленный холдинг КМЗ подтверждает готовность включиться в программу строительства арктического флота в части разработки и изготовления малооборотных двигателей. На наших предприятиях уже подготовлен испытательный стенд для этих машин. Началось серийное изготовление комплексов с использованием среднеоборотных двигателей для обеспечения как энергетики, так и крупнотоннажных судов. По нашему мнению, государство должно сделать ставку на предприятия, реально демонстрирующее высокие результаты в двигателестроении, чьи компетенции построены самостоятельно, не опираясь на наследие советских предприятий-гигантов», – считает Михаил Даниленко.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент