05 июня 2023 16:00
читать 12 минут

"Громко скажу, но это продовольственная безопасность государства" — первый замдиректора МКС Лев Засыпко

Петербургская компания «Морские комплексные системы» (МКС) готова сделать производство оборудования для рыбопромысловых судов основным направлением своей деятельности. До этого в России такая техника не выпускалась. Сейчас МКС разрабатывает оборудование в рамках программы импортозамещения, которая субсидируется Минпромторгом. Компания «МКС» победила в конкурсе и должна получить почти 2 млрд рублей на доведение образцов до серийного производства.

О сложностях и перспективах импортозамещения MASHNEWS рассказал первый заместитель генерального директора компании Лев Засыпко.

«Некоторых технологий в России никогда не было»

— Какое оборудование МКС разрабатывает для рыбопромысловых судов?

— Это холодильное оборудование — судовые средне- и низкотемпературные агрегаты. Далее — элеваторы, весовое, рыбомоечное, упаковочное и сортировочное оборудование. Бункеры, металлические столы для потрошения и обезглавливания рыбы. Конвейерное оборудование, в этом разделе 13 позиций — от конвейера подрезки филе до раздвигателей бумажных пакетов. Измельчители, которые тоже были исключительно импортные, никто их в СССР и России никогда не делал.

Мы должны разработать типоряд и начать производство судовых рыбомучных установок. Они у нас были только промышленные, то есть сухопутные, но судовых никогда не было. Отличие же наземной установки от корабельной в производительности и габаритах. Если на берегу можно организовать цех и неважно, какого размера эта рыбомучная установка, то в ситуации с рыболовецким флотом никто вокруг рыбомучных установок судно строить не будет. Есть судно — и туда, пожалуйста, вместите соответствующей производительности машину.

— Вы сотрудничаете с другими российскими предприятиями при разработке нового оборудования?

— Кооперация широкая, но ограниченная. Ряд лучших российских производителей («Стронгбокс», BarentsCool, «Королан», «Дальрыбтехцентр», ЦНИИ «Курс») — наши партнёры по разработке, но некоторые работы мы выполняем исключительно сами. Например, элеваторы. Конструкция полностью наша, производить все её элементы тоже будем сами.

— МКС разрабатывает оборудование «с нуля», или нечто подобное в активе компании уже есть?

— В общем-то, делаем «с нуля». Хотя в связи с тем, что раньше на судах применялось зарубежное оборудование, есть некоторые чертежи, данные, они помогают в разработке.

— То есть при разработках приходится ориентироваться на иностранные аналоги?

— Конечно же, у нас даже куплены образцы сравнения. Некоторые вещи мы делаем как реинжиниринг. Но это только потому, что базовые проекты рыболовецких судов — в основном заграничные. И получается, что есть проекты, их сильно переделывать нельзя, и мы должны входить в уже определённые габариты, производительность, автономность. Это влечёт за собой примерное повторение параметров заграничного оборудования.

— С какими сложностями при разработке вы столкнулись?

— Сложности как раз и заключаются в том, что некоторых технологий, которые применяются при производстве оборудования рыбофабрик, в России никогда не было, этим никто не занимался. Ни в одном институте никогда не учили людей, которые проектировали бы такое оборудование. Ракетчиков, инженеров по проектированию двигателей и турбин у нас готовят. Но как только речь заходит о рыбомучных установках, начинаются сложности.

Или холодильные установки. Мы их проектируем на аммиаке, а не на фреоне. Параметры аммиака позволяют вырабатывать жидкий лёд (взвесь, состоящая из охлаждённой воды и мельчайших кристаллов льда, — прим. ред.) и замораживать рыбу, чтобы она не теряла своих свойств при хранении и транспортировке. На фреоне получается не то, что требуется. А у нас и эта культура утрачена.

При работе с аммиаком всё сложнее. Больший уход за оборудованием нужен, потому что малейшее повреждение трубки изнутри ведёт к тому, что теплообменные процессы будут идти с искажением. Никто тоже у нас этого не делал, но теперь будут.

Серийный выпуск — с августа 2024-го


Фото: ОСК

— На каком этапе работы находятся сейчас?

— Перед Новым 2023 годом мы защитили эскизный проект по всем шести работам. До конца июня 2023-го защищаем технический проект.

И вот на этом этапе пошли уточнения по параметрам оборудования. Рыбаки, судовладельцы наконец-то включились, поняли, что никуда они не денутся и что рано или поздно всё придётся покупать в России. Тем более что при получении квот на вылов рыбы, я так понимаю, будет обязательным использование российского оборудования. Сейчас соответствующие поправки готовятся в 719-е постановление правительства («О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»).

И начались поправки. То есть та линейка оборудования, которая была отработана Минпромторгом при организации конкурса, оказалась не совсем корректной. Теперь рыбаки вносят уточнения — конечные изделия будут скорректированы под те суда, под те потребности, которые сейчас в России есть. Например, рыбомучные установки были заявлены со слишком маленькой производительностью. Рыбакам нужна бóльшая. Естественно, их поправки принимаются, Минпромтрог это понимает и даёт возможность корректуры.

— А когда выход на серийное производство?

— До осени разрабатываем рабоче-конструкторскую документацию. С августа 2024 года мы должны начать выпуск серийной продукции. Под эту работу правительство Санкт-Петербурга выделило нам землю в ОЭЗ «Новоорловская», сейчас идёт изыскание и проектирование. Мы там построим цех, офис и всё наше производство, всю деятельность перенесём туда.

— Достаточен ли объём финансирования?

— В общем-то, достаточен. Но надо понимать, что в прямом смысле нам денег никто не дал. То есть это не то, что мы выиграли конкурс и получили 2 миллиарда рублей. Это работает не так. Мы вкладываем свои деньги, по графику отчитываемся, и Минфин нам только после этого компенсирует затраты.

— То есть берёте кредиты?

— Привлекаем банки, да. Но проценты нам никто не компенсирует, поэтому игра такая, сложная. Коммерческая составляющая есть.

Более того, у нас по этому проекту сделана подробнейшая финансовая модель. Её потом рассматривают банки, потенциальные инвесторы — и там настолько всё подробно расписано, что все лишние вопросы отпадают. То есть знающие люди смотрят, видят и быстрее принимают решения о привлечении средств, о выделении кредитов и так далее.

— Интерес инвесторов велик?

— Конечно, велик, потому что никуда наша рыба не денется. Её нужно будет ловить, обрабатывать, транспортировать, продавать и потреблять. Я, может быть, громко скажу, но это продовольственная безопасность государства. Кто-то сверчков предлагает есть, а я говорю — давайте трески поедим.

— Значит, закончится государственное финансирование проекта и всё будет зависеть от продаж того, что вы начнёте выпускать?

— Дальше это уже наш бизнес. Это становится одним из направлений деятельности нашей компании и, возможно, даже основным. Мы начинаем серийно производить продукцию. Рыбаки начинают её у нас покупать, у нас сразу же возникают сопутствующие направления: сервис, поддержка, монтаж, пусконаладка и так далее. То есть мы хотим не просто отработать государственные деньги, мы строим бизнес, который поедет дальше. То есть это игра «вдолгую».

«Оборудование должно получиться лучше, чем в Китае»


Фото: ОСК

— Как отечественные судостроители относятся к возможности установки отечественного оборудования? Или им проще закупить похожее в Китае?

— Выбор есть всегда. Компании из Исландии, Норвегии, Южной Кореи производят очень хорошее оборудование, но его в России больше не будет. Китайские компании предлагают продукцию сильно дешевле, но это не совсем те изделия, которые наши рыбаки хотят у себя видеть.

Наше оборудование, по идее, должно получиться лучше, чем в Китае, это будет то, что устроит наших судовладельцев. Цена будет где-то посередине. И самое главное, в стране появилось понимание — покупая в Китае, мы развиваем их промышленность, а своего у нас опять никогда не будет.

Поэтому я надеюсь, что поправки в 719-е постановление будут приняты, количество баллов за использование отечественного оборудования повысится. Я не думаю, что частных судовладельцев будут обязывать покупать только отечественное. Хозяин — барин, ты можешь покупать всё что угодно. Но если хочешь «квоты под киль», то надо выполнять правила государства.

— Выход на зарубежные рынки рассматриваете?

— С удовольствием готовы это развивать и продвигать. Самое главное — определиться с тем, кому это надо. На самом деле, разговаривали пока только с Индией. Но пока непонятно, к чему это приведёт.

— Ваша компания выступила одним из инициаторов внесения изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Какие уточнения предлагаются?

— Нужно сделать какие-то заградительные пошлины для китайской продукции, чтобы их оборудование стоило сопоставимо с нашим. Вы же в России ловите и для России. Причём здесь Китай? Мы же не хотим оставить всё, как было, когда у нас эта отрасль не развивалась. Крупные судовладельцы это понимают.

Что касается того, что считать судном, произведённым на территории России, то в 719-м постановлении всё сказано. При проектировании и постройке судов применяются материалы, механизмы, устройства, и каждой такой категории присваиваются определённые баллы. Для того чтобы судно считалось российским, с каждым годом количество баллов растёт. ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания — прим. ред.) уже сейчас не принимает у заводов суда, если норма не выдержана.

— Насколько реальна задача выпускать хотя бы основное оборудование для судостроения самостоятельно?

— Я думаю, что делать это и можно, и нужно. Я пока вижу самые большие проблемы в навигации. Всё остальное можем сами делать. По крайней мере, полностью свой рыболовецкий флот возможен. Только судовладельцы тоже должны этого захотеть. Надо создать на государственном уровне условия: если хотите здесь рыбу ловить, то и суда стройте здесь. Но это должна быть инициатива с самого верха, потому что лобби есть, и оно работает в другом направлении.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент