03 сентября 2021 12:16
читать 16 минут

Глазами эксплуатанта: как МЧС принимает крупнейшую в РФ серию катеров для министерства от КМЗ

Обновление «малого флота» — катеров и лодок российских силовых ведомств — фактически остановилось после распада СССР. Сейчас процесс сдвинулся с мёртвой точки. Особенно это заметно на примере ВМФ. Однако другие силовики, в том числе МЧС, ощущают нехватку новых отечественных судов. Об этом профильные специалисты министерства и сотрудники ГИМС, а также судостроители неоднократно говорили на профильных совещаниях. Начинается масштабное обновление флота МЧС: на Кингисеппском машиностроительном заводе развернули постройку самой крупной в современной российской истории серии катеров для МЧС. К настоящему времени министерство получило уже 22 катера от КМЗ, сообщил MASHNEWS собеседник в МЧС, законтрактовано ещё полсотни единиц. Журналисты издания узнали у эксплуатантов и производителя детали создания и передачи новых катеров заказчику, а также о первом опыте эксплуатации техники.


Стоянка катеров МЧС РФ. ФОТО — МЧС.

КАК (НЕ) ОБНОВЛЯЛСЯ «МАЛЫЙ ФЛОТ»

В 1990-е годы российское судостроение потеряло целый ряд компетенций. Конструкторские бюро маломерного судостроения стагнировали или вовсе прекратили существование, а заказчики занимались более насущными проблемами. И если постройка боевых кораблей, и особенно подлодок, была в приоритете государства несмотря на любые кризисы, то ситуация с созданием «малого флота» остаётся сложной.

Головной советский разработчик судов малого флота, КБ «Редан», несколько раз переименовывался, менял структуру и персонал, и в итоге был ликвидирован в 2017 году.

Спорадическое появление катеров и лодок разнотипных проектов только подтверждало упадок отрасли. И только в последние годы стали появляться предложения и спрос.

МЧС ТРЕБУЕТ КАТЕРОВ

В ходе майского форума «Комплексная безопасность-2021» и.о. первого вице-президента ОСК Андрей Бузинов оценил потребность только ГИМС МЧС в 2000 катеров (к 2030 году). По словам эксплуатантов, регламентный срок службы маломерного судна составляет 15 лет. По факту же — гораздо меньше, отмечали в беседах с аналитиками MASHNEWS члены экипажей катеров. Ведь используют суда постоянно, из-за чего они быстро изнашиваются.

Парк малого флота должен обновляться быстрее, отмечают силовики. И если ранее зачастую заказывали иностранные катера или двигатели к ним, то теперь в свете импортозамещения и санкций «силовики» должны располагать современным «малым флотом», созданным с максимальным использованием отечественных технологий и комплектующих.

К концу 2010-х годов ситуация улучшилась: российские предприятия сформировали научно-технический и производственный задел по маломерному судостроению. И смогли предложить заказчикам полностью отечественные катера. Это ознаменовалось открытием в целом ряде заводов направлений по маломерному судостроению.

КАК ПРОМЫШЛЕНОСТЬ ПОДКЛЮЧАЕТСЯ К ОБНОВЛЕНИЮ ФЛОТА СИЛОВИКОВ

В апреле 2021 года Кингисеппский машиностроительный завод, ранее создавший ряд проектов катеров для силовиков, выделил «катерную» тематику в отдельное самостоятельное направление. На предприятии сформировали специальное конструкторское бюро СКБ-1, а для судостроительного производства создана новая площадка в Назии (Кировский район Ленобласти). 


Цех производства катеров в Назии. ФОТО – КМЗ

Главный конструктор катеров КМЗ Дмитрий Бабин сообщил MASHNEWS, что на производстве малого судостроения созданы четыре цеха: сварочный, сборочный, малярный и достроечный. Общий штат работников — 100 человек.

В настоящее время время между МЧС и КМЗ заключены контракты на поставку 31 катера РПК 640 и 39 катеров РПК 500, а также катера ПК 1200. Уже поставлены 21 РПК 640 и головной катер ПК 1200, находящийся в опытной эксплуатации. В общей сложности флот министерства пополнится более чем 70 судами разработки и производства КМЗ, сообщила изданию заместитель генерального директора КМЗ Светлана Мелихова. «Завод поставлял продукцию в интересах Минобороны. Рынок МЧС – гражданский. Таким образом, компания реализует программу диверсификации».

Планируется, что эту серию для МЧС от Кингисеппского машзавода продолжат.

КАКИЕ КАТЕРА ПОЛУЧИТ МЧС

Александр Мазуров, руководитель направления маломерного судостроения КМЗ, рассказал MASHNEWS об особенностях выпускаемой продукции.

«Катера РПК 640 проекта 04430 способны выполнять задачи в самых экстремальных ситуациях. Наши катера сделаны алюминия. Идеальный материал во многих отношениях. Он лёгкий и плотный. Прочный и надежный. Мы используем специальный сплав, который обеспечивает максимальную прочность и выдающиеся характеристики в экстремальных условиях. Благодаря уникальному составу он особенно хорошо подходит для конструкций, подвергающихся значительным механическим нагрузкам. Мы никогда ничего не скрепляем, мы всё свариваем. Каждое судно построено вручную. Каждый сварной шов и каждая деталь проверяются, чтобы гарантировать высочайшее качество наших изделий от носа до кормы. Наши изделия оснащены современной навигационной системой. Простые в использовании сенсорные экраны без проблем проведут вас к месту назначения и обеспечат безопасную навигацию. Помимо базовой системы с плоттером и антенной, есть также несколько дополнительных функций, таких как широкополосный радар и GoFree. Независимо от того, путешествуете ли вы в поисках приключений или отдыха, вы быстро доберетесь до цели с помощью навигационной системы Simrad».

Рендер РПК 640. ФОТО – КМЗ

— Чем ещё отличаются катера этого проекта?

 «Важно как мы сварили алюминий, какой сплав использовали и самое главное — это »развесовка«, она напрямую влияет на крен и дифферент. Все улучшения сводятся к улучшению остойчивости и непотопляемости. У катера должен быть запас прочности. Учитывая специфику деятельности МЧС, судно может оказаться в условиях превышающих расчётные показатели как конструкторских расчётов, так и испытательных предельных величин. Все, кто окажется в этой ситуации: сотрудники МЧС, люди, оказавшиеся в воде, будут не одни, катер не подведёт, всё выдержит. За расчётами стоит целое конструкторское бюро, СКБ-1. Не два и не три человека, ОТК и испытания на пределе возможностей».

По словам руководителя проекта, в дополнение к специальному поисковому оборудованию и улучшенной системе навигации создатели катера добились «максимальных показателей в скорости, что подчёркивает способность Кингисеппского машиностроительного завода создавать не только надёжные, но и скоростные катера».

В 2021 году Кингисеппский машиностроительный завод поставит МЧС очередную партию катеров специального назначения РПК 640, а также новую для министерства модель, РПК 500. Суда предназначены для патрулирования прибрежной зоны на удалении 6 миль от берега и внутриводных территорий.

ГОВОРЯТ ЭКСПЛУАТАНТЫ

Журналисты MASHNEWS узнали у представителей МЧС России, как в министерстве принимают новые суда.

«МЧС начало закупать катера Кингисеппского машиностроительного завода с 2020 года, — рассказал изданию представитель УБВО МЧС России. – Суда, разработанные и произведённые на КМЗ, отличаются хорошей базой и надёжностью. Конечно, по опыту первых месяцев эксплуатации ещё рано делать выводы, должно пройти больше времени».
«Сейчас мы используем несколько моделей (катеров — ред.). Модель для патрулирования соответствует нашим требованиям, а катер для спасения нужно доработать под специфику конкретных задач, – отмечает представитель МЧС. — Чем КМЗ отличается от других производителей, так это способностью доработать продукцию, внеся изменения, необходимые заказчику. Реагируют молниеносно, не стоят на месте. Например, патрульные катера класса »М« уже довели до ума. И если инспекторы говорили о каких-то нюансах — тут же вносили корректировки. Ни к корпусу, ни к двигателю нареканий нет. Двигатели мы заказываем разные. Потому что если на реке или озере нужна одна мощность, то в морских прибрежных зонах — другая, чтобы не было проблем с возвращением к берегу. В зависимости от территорий мощность варьируется. На сегодня у нас заказано около 70 катеров».


По словам начальника управления безопасности людей на водных объектах МЧС России Дмитрия Тарасова, в мае численность флота маломерных судов ГИМС составляла около 2000 единиц. При этом ежегодно закупается в общей сложности порядка 100 судов для обновления флота, что недостаточно, нужно ускоряться.

«В России около 30 производителей с разной продукцией и разными производственными возможностями. Мелкие компании рассматриваются, если производят спецсуда под специфические водные (климатические условия). Например, около 20 участков ГИМС расположены в арктической зоне, и там не заинтересованы закупать много разных судов, т.к. усложняется сервисное обслуживание (соответственно, вырастает стоимость). Ещё одна сложность — из-за ковида пострадали производственные мощности некоторых предприятий, что негативно сказалось на объёмах выпуска новых судов».

Катера от КМЗ поставляются в региональные управления МЧС по всей стране, рассказали изданию на предприятии. Это Адыгея, Карелия, Марий Эл, Якутия, Вологодская, Воронежская, Липецкая, Мурманская, Новгородская, Псковская, Костромская, Курганская, Пензенская, Сахалинская область, Приморский, Хабаровский и Красноярский край, Ханты-Мансийский АО и другие регионы.

О первом опыте эксплуатации серийного катера РПК-640 от КМЗ изданию рассказал главный государственный инспектор ГИМС по Курганской области Сергей Кетов.

«Первые впечатления — отличный катер, — отметил собеседник MASHNEWS. — Пока ещё ставим новое судно на баланс и ещё не в полной мере оценили все качества катера. В первую очередь понравилась закрытая рубка, инспекторам будет удобно работать в плохих погодных условиях. Имеется рабочее место для работы с документами и также очень хорошее оснащение разлитым оборудованием. Ну и, конечно, алюминиевый корпус — залог длительной службы. Мы уже смогли оценить ходовые качества судна: основной двигатель мощный: мгновенный набор скорости, отличная управляемость. Второй двигатель пока опробовать не успели. Понравилось, что управление двигателями осуществляется одним рулевым колесом. Очень хорошо, что есть стационарный видеорегистратор с большой ёмкостью памяти, удобно будет на ходу проводить регистрацию нарушения и дальнейшее оформление. В ближайшее время ожидаем приёмку по линии казначейства и будем осваивать катер полноценно».

На прошедшем в мае форуме «Комплексная безопасность» участники круглого стола «Актуальные вопросы безопасности людей на водных объектах и эксплуатации маломерных судов» подчеркнули, как важно обеспечить крупносерийные поставки маломерных судов. Ведь они дают ряд преимуществ: прежде всего это унификация модельного ряда, которая обеспечивает более эффективный сервис. Таким образом организуется работа в рамках жизненного цикла изделия с минимизацией затрат на всех этапах ЖЦ. 

«КМЗ старается работать именно в этой парадигме», – резюмировала замдиректора завода Светлана Мелихова.


Макет РПК 500. ФОТО — КМЗ

НЕ ТОЛЬКО КАТЕРА, НО И ПРИЦЕПЫ


Прицеп для катеров от КМЗ. ФОТО — пресс-служба Кингисеппского машиностроительного завода

КМЗ продолжает расширять номенклатуру продукции по «катерному» направлению. В 2021 году на заводе открыли новое направление — серийное производство прицепов для спецкатеров. В январе по заказу МЧС России уже поставлена первая партия автоприцепов. Изделия получили коммерческое название «Валья» в честь реки, протекающей в Кингисеппском районе Ленобласти, где находится одна из трёх производственных площадок КМЗ. Автоприцепы КМЗ предназначены также для гражданских заказчиков. 

«Двухосные прицепы массой 800 кг предназначены для перевозки лодок, катеров и яхт в составе автопоезда по автомобильным дорогам общего пользования. Загрузочное пространство на изделиях оборудовано ложементами. На прицепах установлены резиново-жгутовая подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами, носовой упор, лебёдка и опорное колесо. По требованию заказчика прицепы дополнительно комплектуются противооткатными упорами и ящиком для них», — сообщили изданию разработчики изделия.

Рама прицепа и дышло выполнены из профильной трубы с толстыми стенками, что придаёт конструкции жёсткость и прочность, и транспортное средство может эксплуатироваться в суровых климатических условиях.

СПРАВКА MASHNEWS:
Патрульный катер ПК 1200 проекта 04190 предназначен для проведения инспекционных работ и патрулирования, для оперативной работы в качестве служебно-разъездного и спасательного водного транспорта во внутренних акваториях и в прибрежных районах морей. Технические характеристики патрульного катера проекта ПК 1200: длина — 13,5 м, ширина — 3,7 м, водоизмещение — 11 т, пассажировместимость — до 12 чел., запас топлива — 1500 л.

Разъездной патрульный катер РПК 640 проекта 04430 предназначен для проведения инспекционных работ и патрулирования, для оперативной работы в качестве служебно-разъездного и спасательного водного транспорта во внутренних акваториях и в прибрежных районах морей. Его грузоподъёмность составляет 600 кг, длина — 6,4 м, пассажировместимость — 6 человек, а мореходность — до 4 баллов.

Разъездной патрульный катер РПК 500 предназначен для проведения инспекционных работ и патрулирования, для оперативной работы в качестве служебно-разъездного и спасательного водного транспорта во внутренних акваториях и в прибрежных районах морей. Длина катера — 5 метров.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент Добавочный номер 103
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!