14 августа 2025 16:52
читать 5 минут

ФПК согласилось на импортозамещение для замены мутных стекол в евровагонах

Федеральная пассажирская компания (ФПК) настаивает на замене помутневших стекол в поездах серии RIC производства Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ). Найти оригинальные комплектующие невозможно из-за санкций, перевозчик согласен на импортозамещение.

В частности, в ФПК готовы к тому, что ТВЗ заменит стеклопакеты на аналогичные, из отечественных компонентов. Ранее это пожелание перевозчика и техническая возможность его реализации судами не рассматривалась. На это 12 августа обратил внимание Арбитражный суд Московского округа и направил дело на новое рассмотрение, лишив тем самым ТВЗ возможности исполнить заводскую гарантию путем полировки стекол.

Как ранее сообщал Mashnews, стороны спорят из-за стекол уже 12 лет. В 2013 году ТВЗ выпустил партию из 200 вагонов стандарта RIC, их планировалось использовать на европейских перевозках, но спустя несколько месяцев в 18 вагонах помутнели стекла.

По заводской гарантии ФПК потребовала устранить нарушения. В ТВЗ посчитали, что проблема кроется в неправильной эксплуатации. В 2017 году спор перешел в судебную плоскость.

Поначалу события складывались не в пользу ФПК, но компания-перевозчик все же смогла доказать, что помутнение окон — серьезная проблема, вагоны простаивают, очистить их привычными способами не представляется возможным.

В 2022 году ТВЗ обязали произвести замену стеклопакетов. Но исполнить это решение завод не смог. Сами стеклопакеты для партии вагонов изготавливались в России силами «КМТ-Ломоносовского опытного завода». Но использовались импортные компоненты, а именно — четыре вида немецкой огнестойкой резины производства фирмы Hubner, а также три вида стекла бренда Planibel бельгийской AGC Glass Еuгоре.

Вагоностроители предложили альтернативу — полировку. Инновационную технологию специально по заказу ТВЗ разработал Всероссийский научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены. Правда, сейчас суд посчитал, что способ исполнения заводской гарантии будет рассматриваться заново, как раз из-за того, что ФПК категорически против.

Причем, проверяться будет в том числе и аргумент о том, что комплектующие иностранных компаний приобрести невозможно. В частности, одна из главных интриг — сможет ли ТВЗ представить доказательства того, что завод пытался найти продукцию ушедших из страны брендов, но получил отказы.

Также будут изучаться перспективы возможного импортозамещения. В России выпускаются стекла для «Сапсанов» и «Ласточек», и нареканий к ним нет — они не мутнеют, не бьются и успешно себя зарекомендовали в скоростном и высокоскоростном движении.

Главное препятствие — конструкторская документация поездов, в которой указаны конкретные производители компонентов. Второй сложный момент — сертификация, которая может затормозиться из-за того, что поезда ТВЗ строил совместно с компанией Siemens, которая ушла из России.

Еще одна интрига, которая должна разрешиться в ближайшее время — была ли действительно эффективна полировка стекол, которую инициировал ТВЗ. Пока на этот счет есть мнения лишь двух сторон — на заводе полагают, что это эффективный способ решения проблемы, в ФПК утверждают, что на стеклах образовались трещины.

Справка MASHNEWS

  • Вагоны серии RIC ТВЗ совместно с Siemens разрабатывали с 2009 года по заказу РЖД. В каждом спальном вагоне восемь купе на четыре места каждое. Вагоны могут использоваться на колеях двух типов. При следовании по колее шириной 1520 мм, они рассчитаны на скорость до 160 км/ч. На европейских железных дорогах, где колея 1435 мм, допустимы скорости до 200 км/ч. Нормативный срок службы — не менее 40 лет.


Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!