02 апреля 2024 09:19
читать 12 минут

Европа убивает нефтепереработку. России нужны новые НПЗ

Европа закрывает нефтеперерабатываюшие производства, не выдерживая конкуренции с Азией и Африкой. Это видно из последнего аналитического отчета Wood Mackenzie. Россия отстает по объемам переработки нефтепродуктов от США и Китая, а скоро начнет отставать и от Индии. Чтобы исправить ситуацию, России нужны новые НПЗ. Для этого надо создать условия - в первую очередь эксперты говорят об отмене налогового маневра. 

В Европе закрываются НПЗ

Европейская нефтепереработка переживает не лучшие времена. В Европе за последние 15 лет были остановлены около 30 НПЗ - они не выдержали конкуренции с более современными азиатскими и ближневосточными мощностями. На сегодня под угрозой закрытия еще 11 европейских перерабатывающих предприятий, совокупной мощностью чуть менее 2 млн баррелей в сутки. Об этом говорится в отчете международной консалтинговой компании Wood Mackenzie, опубликованном 28 марта.

В целом по всему миру на сегодняшний день под угрозой закрытия находятся 21% из 465 нефтеперерабатывающих предприятий.

Аналитики Wood Mackenzie полагают, что маржа нефтеперерабатывающих компаний в Европе и далее будет снижаться вслед за снижением спроса. Также серьезный удар по европейской переработке может нанести выход на полную мощность нигерийского мега-НПЗ Dangote (это должно произойти уже в 2024 году, мощность завода достигнет 650 тыс. барр./сутки). Фактически нигерийское предприятие, по оценкам WM, может полностью прекратить поставки бензина из Европы в Африку, а это $17 млрд ежегодно.

«Европейские НПЗ закрываются по причинам износа оборудования, нецелесообразности их реконструкции, сокращения маржинальности нефтепереработки, прогнозируемого снижения потребления моторного топлива на фоне роста производства электромобилей», - комментирует генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора («НААНС-Медиа») Тамара Сафонова.

 

Зачистка под американский дизель

На ситуацию с нефтепереработкой в Европе оказывает влияние давление зеленого лобби и зачистка европейских рынков под американский «дизель».

28 марта 2023 года страны Европейского союза окончательно утвердили запрет на продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, который вступает в силу с 2035 года. Однако парадигма полного перехода европейских автопроизводителей на  электротранспорт, по словам Сафоновой, имеет ряд неопределенностей. Автогиганты пересматривают свою стратегию, меняя перспективную  структуру производства, некоторые из них периодически создают искусственный дефицит автомобилей, чтобы увеличить спрос на них.  При этом не каждый автолюбитель имеет возможности оплатить более дорогостоящий электромобиль.

Кроме того, за любым  автотранспортом  закреплено право собственности, что подразумевает возможность эксплуатации имеющегося автопарка с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

«Ввод ограничений по продаже автомобилей с ДВС в Еврозоне приведет к тому, что поток бывших в эксплуатации машин  с «углеродным следом» потянется  в страны с более низким уровнем доходов, что потребует и изменения потоков моторного топлива в страны-потребители», - резюмирует Сафонова.

Старший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов указывает, что мощности по первичной переработке в Европе последней раз заметно сократились в 2020 году и первом полугодии 2021 года, - на 700 тыс. барр./сутки. Но затем стабильно держались на уровне 15 млн б/с и остаются на этом уровне и в марте 2024 года.

При этом, безусловно, в Европе есть давление на нефтеперерабатывающую отрасль с точки зрения экологического контроля и платы за выбросы. Также развитие электромобильного транспорта снижает спрос на нефтепродукты в Европе на 120-150 тыс. барр./сут. ежегодно.

«В результате процесс закрытия мощностей и снижения спроса идет сонаправленно, но относительно медленно, - отмечает эксперт. - Плюс закрытие мощностей приведет к росту маржи переработки из-за роста цен на нефтепродукты, а значит будет меньше стимулов закрываться другим НПЗ, т.е. процесс закрытия перерабатывающих мощностей саморегулируемый, и я думаю, что там не будет каких-то резких скачков».

Проблемы у европейской переработки начались уже давно, и связаны они с зеленой повесткой и возобновляемой энергетикой, напоминает заместитель главы наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. 

По словам эксперта, уже все давно поняли, что вложение в нефтепереработку в ЕС - не самый мудрый выбор. Кроме того, история с изъятиями российских НПЗ показала, что нет никакой гарантии собственности - даже если вы иностранная компания, которая честно приобрела предприятие, но отношение к вам вдруг поменялось, у вас могут отобрать актив.

С учетом того, что Европа поставила себе целью переход на электромобили, есть высокая вероятность того, что в какой-то момент европейцы просто окажутся без топлива, полагает Гусев. Но к России ЕС обращаться за топливной поддержкой не будет, сейчас не те отношения.

«В целом, то, что мы сейчас видим, это в том числе зачистка европейского рынка под американский продукт. В США более развито потребление бензина, тогда как в Европе - «дизеля», и Штаты хотят заместить Россию на рынке ЕС, поставляя туда свое дизельное топливо. Ровно то же самое, кстати, происходит на рынках СПГ и СУГ, идет жесткая экономическая война, - говорит эксперт. - Евросоюз фактически убивает собственную переработку на фоне разрыва отношений с Россией и попадает в полную зависимость от американских поставщиков. А они постараются максимально заработать на европейцах. Это - результат политики, проводимой Евросоюзом».

 

Переработка РФ отстает от США и Китая

В России ситуация с нефтепереработкой осложняется атаками беспилотников, которые наносят повреждения производственным мощностям. По данным Росстата, за неделю с 18 по 24 марта производство бензина составило 754,6 тыс. тонн, что на 7,4% ниже показателей предыдущей недели и на 14,25% меньше, чем было выпущено за аналогичный период 2023 года.

Тем не менее, власти и бизнес оценивают ситуацию как стабильную. Об этом, в частности, заявил журналистам вице-премьер РФ Александр Новак 29 марта. Он напомнил, что в обычном режиме НПЗ загружены не полностью, загрузка регулируется потребностями рынка. И как раз сейчас она увеличена.

Глава «Газпром нефти» Александр Дюков также 29 марта заявил журналистам, что Россия располагает достаточными объемами перерабатывающих мощностей для обеспечения внутреннего рынка топливом.

Александр Титов считает, что риски заметного сокращения нефтепереработки в РФ незначительны. Мартовские атаки БПЛА оказали влияние на 300-400 тыс. барр./сутки мощности. И для большинства заводов это влияние длилось около недели.

«По сути, длинные внеплановые ремонты произошли только на Туапсинском НПЗ (из-за атаки БПЛА в конце января) и Нижегородском НПЗ (но там проблема с поломкой установки каталитического крекинга в начале января), - поясняет эксперт. - Эти установки могут оставаться в ремонте еще 1-2 месяца. Это повлияет скорее на экспорт, чем на поставки на внутренний рынок», говорит Александр Титов.

«Во-первых, Туапсинский НПЗ четко ориентирован на экспортные поставки. Во-вторых, правительство ввело запрет на экспорт бензина с 1 марта 2024 г., а Нижегородский НПЗ как раз является крупным производителем бензина и сокращение отгрузок компенсируется невозможностью экспорта», - объясняет эксперт.

Тамара Сафонова отмечает, что программа модернизации российских НПЗ предусматривает рост до 2030 года производства дизельного топлива на 30 млн тонн, бензина на 5 млн тонн, а реализация этой программы в полном объеме позволит в перспективе увеличить экспорт дизельного топлива относительно достигнутого уровня в 2023 году.

«Оценить степень реализации программы  модернизации в полном объеме возможно при наличии фактической  информации о стадиях реализации инвестпроектов, включая строительно-монтажные работы, - уточняет гендиректор «НААНС-Медиа». - Российские компании в основном исполняют в полном объеме взятые  на себя обязательства,  исключение составляют  форс-мажорные обстоятельства. В настоящее время  значительные  затраты ориентированы на защиту и восстановление объектов».

 

Отказаться от налогового маневра

России нужно наращивать объемы переработки и строить новые НПЗ, убежден Дмитрий Гусев. 

«На сегодняшний день мы, к сожалению, по объемам отстаем и от Америки, и от Китая, а скоро будем отставать еще и от Индии, - говорит эксперт. - Но для строительства новых мощностей и экспорта не сырья, а продукта глубокой переработки, нужно создавать условия. В первую очередь - отменять налоговый маневр».

Налоговый маневр в нефтяной отрасли предполагает постепенный отказ от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. В качестве компенсации доходов бюджета параллельно увеличивается налог на добычу. Реформа началась еще в 2015 году и завершилась 1 января 2024 года, когда пошлина была обнулена.

Маневр выгоден нефтяным компаниям РФ при высоких ценах на нефть на мировом рынке - они могут экспортировать ее со сниженной (а теперь - нулевой) пошлиной. Но при низких ценах и растущем НДПИ снижается рентабельность добычи. Кроме того, пошлину платили лишь компании, занимающиеся экспортом, тогда как налог на добычу продолжают платить все. Плюс именно пошлина снижала привлекательность экспорта сырой нефти и заставляла больше фокусироваться на переработке внутри страны.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: