Обзор: история и перспективы маяков

14 Январь 2021 12:51
Читать 64 минуты
194

Современный маяк гораздо сложнее своих предшественников. А суда всё чаще используют спутниковую навигацию и, казалось бы, уже не нуждаются в маяках. Но не всё так просто. Разбирался историк флота Олег Герасимов. 


"Самый желанный свет для моряка – огонь родного маяка"

В древние времена первые мореплаватели пользовались природными визуальными ориентирами. Это могли быть горы и сопки, вулканы и скалы, мысы и высокие деревья. Но такие ориентиры в большей или меньшей степени обеспечивали безопасность плавания только в светлое время суток. Для безопасного плавания ночью требовалось использование огня. Вначале это были костры. Из десятой песни "Одиссеи" Гомера известно, что моряки при плаваниях в ночное время пользовались огнями костров. Жители Итаки зажигали огни на берегу для того, чтобы Одиссей мог узнать вход в родную гавань. Костры разводили на искусственных возвышенностях, а затем стали сооружать каменные башни. Так появились первые примитивные маяки. 

Прошла не одна сотня лет, прежде чем люди начали возводить для такой цели специальные сооружения.


Александрийский (Фаросский) маяк, построенный в 283-247 годах до н. э. при фараоне Птолемее II на острове близ Александрии

Самым известным и древним маяком в истории считается Александрийская башня, построенная на острове Фарос (Фаросская башня) в устье реки Нил при входе в Александрийскую гавань. Она создавалась в 283 г. до н. э. греческим зодчим Состратом из города Книдос по приказанию египетского царя Птоломея Филадельфа. Современные представления о его внешнем виде основаны на нескольких письменных арабских источниках. Из них известно, что маяк состоял из трёх частей: массивного основания, квадратного в сечении, восьмигранной средней части и круглой башни, на вершине которой под куполом находилось огромное зеркало для светлого времени суток и "костровище" — для тёмного. По разным оценкам маяк достигал от 120 до 137 м в высоту. Для постройки башни был использован белый мрамор. На высоте постоянно поддерживался огромный костёр, свет от которого усиливался с помощью сложной системы зеркал. Дрова для этого "вечного огня" доставлялись наверх по спиральной лестнице, настолько пологой и широкой, что по ней поднимались повозки, запряженные ослами!

Ночью на вершине башни горел костёр, который, по свидетельству современников, "сиял подобно звезде" и был виден почти за 30 морских миль. 

 В 1182 году маяк был разрушен землетрясением. От него осталась нижняя часть высотой 30 м.  В 1317 г. и она  была уничтожена турками. Любопытно, что в 2015 году египетские власти одобрили проект по реконструкции Александрийского маяка. Реплику седьмого чуда света античного мира собираются возвести рядом с его историческим местоположением на острове Фарос в бухте Александрии.

Маячное дело в России

Происхождение слова "маяк" точно неизвестно. Знаменитый русский филолог-славист И. И. Срезневский считал, что слово родственно древнерусскому глаголу маꙗти (то есть махать), учёный связывал это с литовским глаголом moti (махать, кивать). Лексикограф и славист М. Ю. Фасмер отмечал созвучие с древне-индийским словом mауūkhаs (свая), ново-персидским mēχ, осетинским mieχ, но объяснял это случайностью. Существует версия связи русского слова "маяк" с польским majak, означающим "призрак, мираж", но наиболее авторитетной стоит считать версию Срезневского.

Маячное дело в России возникло только тогда, когда в нём появилась общественная необходимость. До XVI века Россия была государством сухопутным. Она не имела выхода к морям и не нуждалась в этом. Первые решительные действия по налаживанию морских торговых связей с Англией через Архангельск были предприняты при царе Иване IV Грозном. Белое и Баренцево моря были освоены российскими мореплавателями – поморами, которые ходили на промысел рыбы и морского зверя к берегам Норвегии, на Грумант (Землю Франца – Иосифа) и на Новую Землю. Поморы при плавании вдоль берегов пользовались для определения своего места в море и подходов к становищам установленными ими знаками в виде шестов, крестов, куч камней – гуриев и естественными приметами местности, значение которых передавались устно. Записей не вели. Рукописные поморские лоции появились только в XVIII веке. В печальном состоянии находилось маячное дело и на Каспийском море. Сведения о первом маяке на острове Чечень дошли до нас из описания путешествия шлезвиг-голштинского посольства в Персию в 1636-1638 гг. Известный Олеарий сообщал, что на одной из оконечностей этого острова стояли четыре шеста, связанные вместе и покрытые кореньями и ветвями; там же были две большие ямы, где раскладывался по ночам огонь.

Возникновение маяков в России связано с зарождением русского флота. Первые шаги в этом направлении были предприняты Петром I. В конце XVII века – начале  XVIII, во время похода Петра I на юг для предотвращения набегов Турции на русские земли, в Воронеже, а затем и в ряде других городов юга России начали строить военный флот. Большая часть маяков того времени была устроена весьма просто. На возвышении из грунта устанавливали "таган" или "канфору" - решетчатую большую чашу из железных прутьев, в которую помещали дрова или каменный "голанский" уголь и их поджигали.

В последующие 100 лет маячное дело развивалось бессистемно: государственные маяки содержались "по остаточному принципу". Адмиралтейств-коллегия была завалена жалобами капитанов российских и иностранных судов на опасность плавания в Финском и Рижском заливах. Поэтому в 1801 году Морскому учёному комитету было поручено рассмотреть проекты улучшения маячного дела.

Официальной датой создания маячной службы России специалисты считают 8 июня (27 мая) 1807 года. Именно в этот день император Александр I утвердил "Положение о содержании маяков и штате маячной команды". В нём предусматривалось введение на всех маяках масляного освещения и единых штатов (один смотритель и 5-8 служителей морского ведомства на каждом маяке), вводилась должность директора балтийских маяков, которую вскоре и занял 42-летний капитан II ранга Л. В. Спафарьев. В его ведении тогда находилось 19 маяков. Спафарьев управлял дирекцией балтийских маяков более 30 лет (по 1838 год) и довел маячную часть, как свидетельствуют его современники, "до совершенства".

Классификация маяков

В отличие от других навигационных знаков маяк обслуживает мореплавателей круглые сутки и в любую погоду. По месту и способу установки они делятся на береговые и плавучие.

Область применения плавучих маяков намного меньше, чем других плавучих предостерегательных знаков. Как правило, плавмаяки устанавливают в районах морских опасностей, значительно удаленных от берега при входе в проливы и каналы, чаще в качестве приемных маяков больших портов. Каждый плавучий маяк окрашивается приметным и отличным от краски других судов образом. Надводные борта плавмаяков обычно окрашиваются в красный цвет. Вдоль обоих бортов большими буквами пишется название маяка. Плавучий маяк, находящийся на своем штатном месте, должен нести на топе мачты решетчатый шар, а ниже него - маячный флаг желтого цвета с прямым синим крестом. Сорванный со своего штатного места плавмаяк считается неработающим и вместо шара и маячного флага должен нести: днем - по одному чёрному шару в носу и корме (или по одному красному флагу), ночью - по одному красному огню на тех же местах. Плавмаяки могут подавать туманные и другие сигналы. В последнее время они выходят из употребления.


"Ирбенский" стал последним обитаемым плавучим маяком. Длина судна составила 43,4 м, водоизмещение — 672 м. Сегодня он пришвартован у причала Музея Мирового океана в Калининграде на вечную стоянку.

В зависимости от места установки береговые маяки делят на береговые и на морские.

Береговые маяки возводят обычно на высоких, выдающихся в море мысах материка или больших островов, морские - на расположенных вдали от берега естественных или искусственных островках или просто на подводной скале. По своему назначению береговые маяки могут быть опознавательными (указательными) и створными. Первые, обычно служат приемными знаками при входе в какой-либо порт или канал, поворотными знаками в том месте, где проходящие суда обычно меняют свой курс, предостерегательными знаками, указывающими на определенную навигационную опасность. Створные маяки ставят для облегчения прохода судов в узкостях или входа на рейд, в гавань или в порт.

Во избежание путаницы все маяки отличаются друг от друга не только внешним видом, но и характеристикой огня и туманного сигнала. Практически установлено, что маяки с одинаковой характеристикой не должны располагаться ближе чем в 80 милях друг от друга.

  • Главные требования к маякам сводятся к следующему:
  • Местонахождение каждого маяка должно быть точно нанесено на карту.
  • Он должен быть хорошо виден и днем и ночью.
  • Огонь маяка не должен приниматься за любой случайный огонь на берегу.
  • Маяк должен иметь надежную туманную сигнализацию.

Жизнь на маяках

Работа маячников для большинства людей незаметна, но зачастую это постоянный подвиг и преодоление  трудностей, особенно в России.

Потребовались десятки лет и многие человеческие жизни, что бы наконец были разработаны чёткие инструкции смотрителям маяков. В России "Инструкция смотрителю маяка" была издана в 1869 году. Первый её параграф в категорической форме требовал: "Маячный смотритель обязан зажигать лампы каждый вечер при захождении солнца, наблюдать, чтоб они постоянно горели, чисто и ярко, до восхождения солнца". За неисполнение этого требования грозила тюрьма и даже каторга, если по вине смотрителя в районе ответственности произошла катастрофа и погибли люди. Не менее строго подходила инструкция и к содержанию осветительных приборов, принадлежностей к ним, механизмов и оборудования. Всё маячное хозяйство должно было содержаться в образцовом рабочем состоянии. Это относилось и к жилым и к служебным помещениям.

 
Жизнь на маяке - это всегда опасность

Во все времена смотритель маяка выполнял многие функции одновременно. В XX-м веке ему приходилось исполнять функции механика, светотехника и постового.

Жизнь на маяке всегда была окружена вуалью романтического приключения и ожидания чуда. На самом деле, всё совсем не так, а представители этой профессии вызывают чувства уважения и восхищения. Ведь сообщение с сушей отсутствует и в критической ситуации маячник должен принимать решение самостоятельно. Чаще всего многих смотрителей маяков эта работа привлекает как способ уединения, бегства от городской суеты и душевного умиротворения. В нашей стране нередко на таких объектах работают семейные пары.

Принято считать, что за началом и окончанием работы маяка с точностью до минуты наблюдает электроника, а электрические или светодиодные светильники не требуют практически никакого ухода в течение многих месяцев, и маячным смотрителям делать особо нечего. Это в корне неверно, так как многие маяки в нашей стране по-прежнему обслуживаются "вручную".  Помимо обслуживания оборудования маяка, на маячных смотрителей ложатся все тяготы ведения самостоятельного хозяйства. А это постоянный и повседневный труд.


Начальник маяка "Забытый" (остров Большой Тютерс, Финский залив) в ожидании припасов

Жизнь в изоляции со временем дает о себе знать. Многие не выдерживают и возвращаются на материк. А кто-то остается на маяках до конца своей жизни.

Эра маяков закончилась?

Можно с уверенностью сказать, что в большинстве стран эра маяков закончилась. По приблизительным подсчетам, на планете было около 40000 действующих маяков. Сегодня в активной работе не более 1500 единиц. Повсеместное внедрение систем GPS и аппаратуры для автоматической навигации сделало маяки ненужными. Многие правительства безвозмездно передают их в руки новых хозяев, чаще всего некоммерческих общественных организаций. Если подходящего нового владельца найти не удается, маяки продаются с аукциона. Любители истории и энтузиасты сохранения памятников, группы молодежи и частные инвесторы берут на себя заботу о маяках. Вместе с собственностью новые владельцы маяков приобретают и обязанность поддерживать их в состоянии, соответствующем историческим стандартам.

С целью сохранения этих великолепных зданий по всему миру создаются общества охраны маяков, в которых в том числе участвуют бывшие смотрители. Некоторые здания маяков используют учёные, которые наблюдают и изучают фауну. Многие маяки сейчас переоборудованы в отели, популярные среди туристов.

Несмотря на то, что маяки повсеместно уходят в историю, а существующие переводят на полную автоматизацию, периодически появляются и инновационные предложения по их замене. Одним из оригинальных примеров является предложение о создании "виртуального маяка".

Французская архитектурная студия NAB предложила новый подход к классической парадигме морских маяков, в котором сочетается традиционный морской дизайн высоких и заметных маяков с современными голографическими технологиями.

 
Трехмерная голограмма, проецируемая со стороны жилого помещения смотрителя маяка, размещается в море на расстоянии около 50 м от физического объекта и выступает в качестве реального маяка классической формы.

С точки зрения мореплавателей на простых "лодках" или судах без электронного обеспечения – это и есть настоящий маяк, который показывает безопасный маршрут движения.

 
Некий физический объект строится на морском побережье – в данном случае это квартира для смотрителя маяка площадью около 30 кв. метров.

 Следуя современным тенденциям, жилище смотрителя виртуального маяка основано на энергетическом самообеспечении с использованием солнечной и ветровой энергии. Естественно, для обеспечения бесперебойной работы в круглосуточном режиме будут задействованы аварийные генераторы. Для надежности и устойчивости сооружения здание голографического маяка основано на прочном металлическом каркасе и поднято над уровнем моря с помощью железобетонных свай.

 
В этом жилом помещении, помимо комфортной обстановки для одного работника, размещается также аппаратура для обеспечения голографической проекции "настоящего" маяка.

 Маяки России  

Отечественные  маяки находятся на балансе Управления навигации и океанографии МО. Всего их порядка четырёх сотен. К сожалению, половина из них находится в аварийном состоянии. Многие из маяков заброшены и не обслуживаются. Это проблема появилась не сегодня, а является результатом тридцатилетнего забвения маячной службы ВМФ. Сегодня средств на ремонт и подержание маяков в удовлетворительном состоянии катастрофически не хватает. Несомненно, есть и положительные тенденции в восстановлении маяков.

В 2019-м году маяк "Толбухин" в акватории Финского залива отпраздновал 300-летие. Этот старейший маяк в России к юбилею отреставрировали.

Как и другие первые маяки страны, он был построен по личному указанию Петра I.

В одной из записок вице-адмиралу Крюйсу 13 ноября 1718 года царь писал: "Сделать Колм (маяк) каменный с фонарем на косе Котлинской". Первый деревянный маяк сооружен в 1719 году и по наименованию косы, на оконечности которой он возник, был назван Котлинским. На башне устроили фонарь, в котором зажигались в основном свечи. В 1736 году маяк переименован, в Толбухинский. 


Это наименование он получил в честь полковника Толбухина Федора Семеновича, командовавшего полком, разбившим в 1705 году шведский десант, высадившийся на Котлинскую косу.

 
Церковь Вознесения Господнего на Секирной горе (Cоловецкие острова)

Особенность данного храма в наличии на верхнем ярусе маяка. Ежегодно, в период с 15 августа по 15 ноября, он зажигается монахами скита в ночное время

Но это скорее исключение из правил. Сегодня маяки держатся в строю исключительно благодаря идейным смотрителям маяков, волонтёрам и частным спонсорам. Помимо самих маяков, на островах размещены и маячные городки. Они тоже сегодня находятся в плачевном состоянии.

Наиболее острой проблемой является и энергетическое обеспечение как маяка, так и хозяйственных построек смотрителей. Вся энергетика держится на дизельном топливе, а это крайне неэкономично и неэкологично. Самое главное, это то, что нет необходимости придумывать новые технические решения по энергетическому обеспечению. Они давно уже есть и активно внедряются на иностранных маяках. Использование энергии солнца и ветра – это вполне обыденная норма для эксплуатации маяков.

Не пошел на пользу маячной службе и переход на так называемый "аутсорсинг" во времена министра обороны Сердюкова. Иностранное оборудование, которое было частично закуплено для маяков, сегодня практически не обслуживается. А значит, предстоит его замена на отечественные образцы.

Те же проблемы у смотрителей и со связью. Обновление штатных радиостанций в ближайшее время не предвидится. А ведь без связи маячник не может выполнять в полном объёме свои функции. Многих из них сегодня выручает только мобильная связь. Но, она тоже есть не на всех маяках.

Сегодня "стражи морей" России остаются стратегическими объектами, недоступными для обычного человека, и туристов на отечественных маяках не ждут. А вот в Европе уже придумали, как сделать действующий маяк предметом показа. Так, во Франции из 220 маяков 95 внесены в объекты культурного наследия, и 36 из них открыты для всех желающих. В Хорватии 46 действующих маяков, и на 11 из них бывшие домики смотрителей превращены в отели. В Эстонии путешественникам предлагают "маячный паспорт": посетил маяк – получил печать. Таких примеров рационального использования маяков в мире очень много.

В Управлении навигации и океанографии ВМФ России признают, что "уделяют таким важным объектам не так много внимания, как хотелось бы".

"Превращать в музеи все маяки, конечно, не нужно, но удивительные красивые объекты можно было бы сделать доступными для туристов, – утверждал в 2018 году на Петербургском международном культурном форуме бывший начальник управления, капитан I ранга Сергей Травин. – Мы не сделаем это завтра и, может быть, не сделаем даже через год. Но будет привлечено внимание общественности, начнётся работа в этом направлении. Люди увидят, чем и как живут маячники".

Итоги

Во всём мире идет глобальный перевод технических средств на полную автоматизацию там, где это возможно. Это касается как гражданского сектора, так и военно-промышленного комплекса. Человек-эксплуатант все больше отступает перед компьютером.

Ежегодная аварийность кораблей и судов во всем мире падает. За 2018 год мировой флот потерял 46 судов. Это практически вдвое меньше, чем показатель 2017 года – 98 судов, и на 55% меньше среднего показателя за последние десять лет – 104 судна. Такие данные приводит в своем отчете Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS). Однако сбои в системе спутниковой навигации происходят довольно часто. И это в мирное время. В случае глобального военного конфликта даже современные военные GPS-приемники крайне уязвимы для манипуляций.  Есть ли смысл быть в мировом тренде и переводить все маяки на полную автоматизацию? Думаю, это будет большой ошибкой. Чем больше резервных способов определения своего местоположения есть в наличии у корабля (судна) тем в большей безопасности он будет. Это аксиома.

Хочется верить, что профессия маячного смотрителя в нашей стране не канет в лету, и маяки продолжат нас радовать во тьме своим светом. Знаменитый строитель маяков Эстонии А. Луйге писал: 

"Маяки – это не только неотъемлемая часть истории мореплавания, но и своеобразное отражение архитектуры и строительства".

 
Маяк "Забытый", остров Большой Тютерс, Финский залив (фото автора)

Больше новостей:
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.