02 августа 2024 15:16
читать 13 минут

Энергопотребление майнеров вырастет в полтора раза: справится ли энергосистема РФ

1 ноября майнинг в России будет легализован - закон принят Госдумой и вряд ли что-то помешает ему вступить в силу. На сегодняшний день, по оценке Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна,  майнинг криптовалюты в РФ потребляет порядка 2,5 ГВт, но уже в следующем году эта цифра вырастет до 3-3,5 ГВт, а возможно и больше. У России есть резервы установленной мощности, однако все дело, как всегда, в нюансах. Mashnews разобрался, какие риски несет для российской энергосистемы легализация майнинга.

Сколько нужно электричества для «крипты»

Госдума РФ в конце июля приняла закон о легализации майнинга криптовалют. Закон, который должен вступить в силу с ноября (при условии, что его подпишет президент страны), регламентирует порядок и условия майнинга, а также предполагает внесение майнеров в реестр Минцифры.

Впрочем, это касается только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Частники смогут майнить без включения в реестр - если не будут превышать установленные правительством лимиты энергопотребления (которые, впрочем, в законопроекте не указаны).

В сентябре 2023 г. Николай Шульгинов, занимавший на тот момент должность министра энергетики, говорил, что с начала года российские майнеры потребили 1,5 ГВт электроэнергии, причем лидером стал Сибирский федеральный округ. Шульгинов отметил, что потребление электричество криптодобытчиками растет и, по прогнозам, достигнет 5-6 ГВт.

Исполнительный директор Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Александр Бражников рассказал Mashnews, что на сегодняшний день майнинг в России потребляет около 2,5 ГВт.

«В следующем году эти объемы достигнут 3-3,5 ГВт, а если к майнингу подключатся крупные компании, цифра может быть и больше», - отмечает Бражников.

Речь идет об использовании промышленными компаниями (например, нефтяными) излишков собственной генерации для майнинга. Эта возможность обсуждается уже давно, но майнинг не был закреплен законодательно. Теперь ситуация может измениться.

Пока, правда, не вполне понятно, как это может быть оформлено юридически: в соответствии с законом, принятым Госдумой, юрлицам и ИП запрещается совмещать майнинг криптовалюты с деятельностью по передаче электроэнергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, производству или купле-продаже электроэнергии. Де-юре заниматься майнингом может отдельное юрлицо, формально не имеющее отношение к генерации. Но де-факто это все равно будет структура той же компании, которой принадлежат генерирующие мощности.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Государственная дума РФ 30 июля приняла во втором и третьем чтениях поправки в закон о регулировании цифровой валюты. Речь идет о легализации майнинга с ноября 2024 года. В частности, поправки определяют, что майнингом криптовалюты имеют право заниматься юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр Минцифры. Также юрлица и ИП могут стать операторами майнинговой инфраструктуры, но опять же после включения в реестр майнинг-операторов. Частные лица вправе заниматься майнингом без включения в реестр - при условии, что не будут превышать лимиты энергопотребления.
  • Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещено заниматься майнингом параллельно с деятельностью по передаче, производству либо купле-продаже энергии. Также майнинг нельзя совмещать с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.
  • Кроме того, майнеры будут обязаны предоставлять информацию о полученной цифровой валюте и о так называемых адресах-идентификаторах (уникальная последовательность символов, необходимая для учета операций с «криптой»).
  • При этом правительство оставляет за собой право устанавливать требования к деятельности оператора майнинговой инфраструктуры, характеру и объему его услуг. Кроме того, кабмин может вводить запрет на криптодобычу в отдельных регионах и полностью либо частично ограничивать энергопотребление майнеров. Так, к обесточиванию может привести майнинг без внесения в реестр. Иные требования к майнерам будет утверждать правительство по согласованию с Банком России.

 

Профицит и дефицит

У России огромный профицит электрической мощности: при суммарной установленной мощности в 248 ГВт у нас порядка 90-100 ГВт профицита. Но надо учитывать, что это среднее значение по стране, тогда как в каждом регионе своя ситуация с энергообеспечением, причем эта ситуация может существенно меняться в зависимости от времени года.

Например, Юг России этим летом проявил себя не самым лучшим образом с точки зрения поставок электроэнергии. Номинально объединенная энергосистема Юга РФ имеет установленную мощность 27 ГВт, при том, что пик потребления - 21 ГВт. То есть существует тот самый профицит. Однако порядка 10% мощности выпало из-за снижения производительности ветроэлектростанций, а в июле был временно остановлен один реактор Ростовской АЭС.

«Все это сократило доступную мощность. Обеспечить перетоки из соседних регионов было сложно, так как у соседей из-за жары тоже выросло потребление. Но основная проблема возникла с сетями — они зачастую просто не справлялись. Между тем потребление на Юге России выросло на 12-20% (а в Ингушетии вообще на 68%), - рассказывает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. - Если туда придут еще и майнеры, ситуация осложнится еще больше».

 

Крипториски

Рост энергопотребления, вызванный майнингом, - один из главных жупелов криптовалютной темы вообще. Потребление электроэнергии при майнинге зависит от количества работающего оборудования: одно дело, когда кто-то майнит криптовалюту на домашнем компьютере с одной видеокартой, и совсем другое, когда речь идет о майнинговой ферме, где работающих видеокарт могут быть сотни (либо могут использоваться специальные устройства, так называемые ASIC-майнеры).

«Никакой угрозы энергосистеме майнеры не несут, - говорит Александр Бражников. - Они не приходят туда, где есть дефицит энергии. Наоборот, майнеры идут в регионы, где энергии избыток. И они эту энергию честно покупают. А проблемы, которые пытаются свалить на майнеров, вызваны в первую очередь недальновидностью руководства энергетических компаний».

По словам исполнительного директора РАКИЮ, риски, напротив, могут возникнуть для самих майнеров. Например, если майнер работает в регионе, где есть избыток электроэнергетической мощности, а в этом регионе решено построить крупное предприятие, которое потребует много энергии.

«Тогда майнеров могут просто попросить оттуда, - говорит Бражников. - Чтобы избежать подобных казусов, РАКИБ подготовила Концепцию развития майнинга в РФ и собирается представить ее правительству».

Тем не менее рост потребления электроэнергии вследствие майнинга вызывает серьезную озабоченность как у властей, так и у разного рода организаций, а также у населения. Например, лидировавший по объемам майнинга Китай начал борьбу с криптовалютчиками еще два года назад - в рамках программы по сокращению потребления электроэнергии.

А в России РАНХиГС выступила с предложением обеспечить профицит электроэнергии для майнинга за счет переработки органических отходов (в том числе навоза). Но самым заметным «майнерским» кейсом в РФ стала ситуация в Иркутской области. Там с «серыми» (то есть подключающиеся к энергосетям незаконно) майнерами тоже начали бороться еще в 2022 году, однако, по данным Irk.ru, ситуация до сих пор остается сложной: только с начала текущего года на майнеров поступило свыше 1,2 тыс. жалоб в «Иркутскэнергосбыт».

«Главная проблема майнинга в том, что он практически общедоступен, что может резко повысить энергопотребление города, области и даже целого региона», - отмечает  Александр Фролов.

Кроме того, майнеры могут мигрировать (иногда даже из одной страны в другую), как это продемонстрировали те же китайцы, разъезжавшие на передвижных майнинг-фермах. Некоторые китайские майнеры добрались даже до Казахстана.

«А тот или иной регион, его сети, энергетическая инфраструктура, далеко не всегда готовы к росту энергопотребления (именно это с Казахстаном и случилось: начали возникать перебои с электроснабжением),  - поясняет эксперт. -  То есть здесь проблема не в собственно майнерах, а в том, что новые крупные потребители появляются внезапно, но власти, а главное, сетевые и генерирующие компании о них не проинформированы и оказываются не готовы к росту спроса».

Фролов указывает, что в той же Иркутской области во второй половине 2021 г. потребление электричества населением выросло год к году на две трети, а на сегодняшний день - на 90% (в сравнении с 2020 годом). Здесь проявляется еще одна проблема: майнинговые фермы, потребляющие электроэнергию как небольших размеров промышленное предприятие, мимикрируют под население, стараясь получить электроэнергию по более выгодному тарифу.

 

Регуляторика рубильника

В законе, принятом Госдумой, прописаны энергетические вопросы, наличие и отсутствие мощностей. То есть правительство будет определять, зоны, где сложился дефицит электроэнергии, и там майнинг будет запрещен, а для незарегистрированных майнеров предусмотрена возможность полного отключения электроэнергии.

«Это регуляторика рубильника, нацеленная как раз на то, чтобы не допустить нехватки мощности, - комментирует глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. - И очень важно, что решение принято на федеральном уровне, потому что региональные власти, по разным причинам, далеко не всегда способны решить проблему, и даже не всегда достаточно мотивированы для ее решения. Это очень хорошо видно на примере опять-таки Иркутской области. По всей стране была введена дифференциация тарифов на электричество - именно для борьбы со злоупотреблениями, в том числе со стороны майнеров, чтобы они не получали электроэнергию по льготным тарифам для населения. Но власти Иркутской области установили столь высокий уровень потребления, после которого должны были измениться тарифы, что дифференциация утратила свой изначальный смысл».
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!