27 марта 2024 09:23
читать 9 минут

Электромобили для госслужащих: поддержка производителя, но не российского

Чиновники поддерживают спрос на электромобили – число таких закупок выросло в разы. Почему эта задача бесперспективна и даже вредна для госбюджета, объясняли Mashnews эксперты.


Красивые цифры

В госзакупках существенно увеличился спрос на электромобили: согласно опубликованным 18 марта данным системы поиска тендеров, торгов и госзакупок «Тендерплан», в 2023 году для нужд чиновников электромобилей было закуплено почти в шесть раз больше, чем в 2022-м.

Речь в первую очередь идет о таких моделях как «Москвич 3е» и Evolute i-PRO. И неважно, что первый – переименованный JAC JS4, а второй – Dongfeng Aeolus E70. Главное, что эти автомобили собираются не в Китае, а в России: Москве и Липецке соответственно. Пусть и методом крупноузловой сборки.

«Но что такое «в шесть раз?, - охлаждает пыл председатель координационного совета Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. - Поймите правильно: если до этого было пять машин, а стало тридцать, не стоит на такие «громкие» цифры ориентироваться».

В этом есть доля истины. По данным «Тендерплана», в прошлом году государственные заказчики потратили на электромобили 322 млн рублей. Стоимость Evolute i-PRO начинается от трех миллионов. Получается, что если бы закупались машины только этой модели, их число на всю страну составило бы всего 100.

Но, возможно, это только начало? Поскольку общая сумма поданных заявок на приобретение электромобилей для чиновников составила 1,7 млрд рублей. Это уже несколько другой масштаб.

«Для производителя такие решение только в плюс, ведь в перспективе это может существенно увеличить объемы продаж», - полагает Сергей Канаев. Госзакупки могут помочь и столичному автозаводу, продажи которого идут не очень хорошо: производитель отчитался об убытках и был вынужден снизить цены, правда, единственного в модельной линейке электромобиля это не коснулось.

 

Проценты процентам рознь

Похожая ситуация и с брендом Evolute: с одной стороны, завод «Моторинвест» рапортует о 79-процентном росте продаж по итогам января 2024 года по сравнению с январем 2023-го, с другой – в абсолютных цифрах это не очень много: за первый месяц этого года было реализовано 111 электромобилей.

Всего за прошлый год, по данным агентства «Автостат», своего покупателя нашли чуть более 1400 экземпляров i-Pro. Капля в море, если сравнивать с машинами, оснащенными привычными двигателями внутреннего сгорания. И даже решение правительства Липецкой области (там расположен «Моторинвест»), пересадить региональных чиновников на эту модель золотыми горами для производителя не обернется: необходимо, чтобы на Evolute был спрос во всех крупных российских городах. А это маловероятно.

«Мало того, что локализация Evolute и «Москвича» минимальна, так и климат не благоволит переходу на электрические машины, нет и зарядной инфраструктуры – а чтобы она появилась в полном объеме, нужны десятки миллионов, и отнюдь не рублей», - говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Того же мнения придерживается главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков: «Явной необходимости в электромобилях нет. Как и смысла в их приобретении с точки зрения рациональности».

Аналогичным образом в беседе с Mashnews высказался и заместитель председателя наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. По его словам, электромобили всегда дороже своих бензиновых собратьев, поэтому именно машины, работающие на бензине, в большинстве своем и будут закупать в России – если, конечно, исходить из базового принципа экономии средств.

Это, впрочем, противоречит прогнозам Росатома. Гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев считает, что к 2030 году 40-45% автомобилей в России будет электрическими. Об этом он заявил 25 марта.  

 

Сложности подсчета

В целом госзакупки отечественных автомобилей (и с ДВС, и электрических) выросли на 15% - до 10,7 млрд рублей. Звучит хорошо, однако, говорит Максим Кадаков, «считать надо не в рублях, а в штуках».

«Если машины подорожали настолько, что этот плюс выразился только в рублях, значит в штуках было закуплено столько же, сколько и раньше. Чтобы представить себе полную картину, необходимы данные по каждому ведомству, но эта информация непрозрачна. Поэтому однозначно сказать, стало лучше или хуже, не представляется возможным», - отмечает наш собеседник.

В списке рекомендованных для госзакупок моделей, который в октябре прошлого года опубликовал Минпромторг, автомобили шести брендов:

  • LADA - модели: Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Travel, Niva Legend;
  • УАЗ - модели: Патриот, Пикап, Профи, Хантер, СГР;
  • AURUS - модели: Senat, Komendant;
  • «Москвич» - модели: 3, 3е, 6;
  • Evolute - модели: I-PRO, I-JOY, I-SKY;
  • Haval - модели: Jolion, Dargo, F7/F7x, H9.

Почему в перечне рекомендованных фигурируют откровенно архаичные «УАЗы» вроде «Хантера»? Тут все просто. «Когда мы говорим о закупках автомобилей для госслужащих, первое, что приходит на ум – речь о большом чиновнике, как минимум, заместителе министра, - объясняет Максим Кадаков. - А ведь само понятие «госслужащий» куда более широкое. К нему можно отнести и директора театра и сотрудника пожарной охраны». И автомобили им положены совсем разные.

Как видно из сайта госзакупок, государственные заказчики обходят запрет на приобретение иностранных автомобилей – для этого надо написать заявление в Минпромторг РФ и получить его разрешение. Так, например, поступил Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики, разместив в январе 2024 года закупку автомобиля «Тойота Камри» или его аналога за 4,6 млн рублей. В итоге за 4,5 млн был куплен китайский седан (марка не называется) – его до 26 марта должна была поставить петербургская компания «Флит АП».

 

Отечественный – не значит российский

По словам Антона Шапарина, раньше требования к «госавтомобилям» были намного жестче в части локализации их производства. Сейчас нужна только «формальная прописка в России».

«У нас нет ни одного высоко локализованного электромобиля, чтобы можно было хоть как-то оправдать их приобретение для государственных структур. Это уже поддержка не отечественного автопроизводителя, а зарубежного», - говорит Максим Кадаков. 

Реальную картину – насколько идея с госзакупками отечественных авто себя оправдала – мы увидим не раньше начала следующего года, прогнозирует Сергей Канаев.

Антон Шапарин предлагает свой путь развития госзакупок: «Они должны двигаться в сторону газифицированных автомобилей. У нас чрезвычайно много природного газа, и он дешев в эксплуатации. Для бюджета было бы куда логичнее переводить на газ бензиновые транспортные средства, или закупать те, что изначально работают на газе. Но никак не электромобили».

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент