31 июля 2024 17:25
читать 9 минут

Дефицитные цистерны. Нефтяным компаниям не хватает вагонов для перевозки нефтепродуктов

Почему в России, несмотря на все меры поддержки отрасли, до сих пор существует дефицит в вагоностроительной отрасли и что с этим делать

Стареющие вагоны

В правительстве РФ готовятся обсудить обеспеченность российского рынка вагонами-цистернами для перевозки нефтепродуктов и предложения по решению проблемы дефицита.

Распоряжение вице-премьера Александра Новака предписывало Минэнерго, Минпромторгу, Минтрансу, РЖД и нефтяным компаниям представить материалы в правительство для обсуждения ситуации и разработки мер до 19 июля. Совещание еще не состоялось.

В марте 2024 года «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть» и «Новатэк» обратились с просьбой решить проблему дефицита вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов. Нефтедобывающие компании предлагают снять запрет на продление срока службы вагонов-цистерн на время от 3 до 5 лет без проведения модернизации, но при условии технической исправности агрегатов.

Проблема старения вагонов касается не только цистерн. Как писал Mashnews, в 2032 году в России количество списанных грузовых вагонов превысит число построенных. В результате на российских железных дорогах возникнет дефицит вагонов, об этом  в марте заявил Андрей Кривченков, глава экспортных продаж «Объединенной Вагонной компании».

В прошлом году, по данным Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ), вагоностроительные предприятия произвели 63 676 грузовых вагонов. Это достаточно много, учитывая, что за весь 2022 год было изготовлено 49 054 вагона. При этом ежегодно списывается около 30 тысяч вагонов.

Через восемь лет число ежегодно списываемых вагонов достигнет 80 тысяч единиц.

СПРАВКА MASHNEWS

  • По состоянию на декабрь 2023 г. общий парк цистерн на сети РЖД составил 264,5 тыс. единиц, что выше показателя декабря 2022 г. на 3,8 % или на 9,6 тыс. Рабочий парк цистерн составил в декабре 2023 г. 236,8 тыс. ед., он вырос на 3,3 % (на 7,5 тыс. ед.) по сравнению с декабрём 2022 г.

Откуда взялся дефицит

«Точные данные о дефиците вагонов-цистерн не публикуются. Однако, я сойдусь с мнением экспертов, что, если бы все старые вагоны были списаны, дефицит составил бы  от 10% до 20% от общего парка цистерн», - говорит Владислав Кузьмин из компании LP relocate.

В вагонах-цистернах перевозят, главным образом, нефтепродукты и сжиженные углеводородные газы. Для разных видов нефтепродуктов необходим свой тип вагонов, конструктивные особенности которого позволяют обеспечить безопасную загрузку, разгрузку и транспортировку продукта. То есть разные виды цистерн не взаимозаменяемы.

«С узкоспециализированными вагонами на рынке всегда была определенная сложность. Срок ожидания отгрузки нового вагона по запросу компании-эксплуатанта обычно составляет до 12 месяцев, и на фоне увеличения грузоперевозок производство не всегда успевает обеспечивать растущие потребности рынка», – поясняет директор департамента оценки бизнеса и активов консалтинговой компании НЭО Елена Варламова.

Почему ждать новых вагонов так долго? По словам Владислава Кузьмина, первая причина - санкции: импортные комплектующие оказались недоступны. Переход на отечественные аналоги требует времени на перенастройку производства и адаптацию технологий. Вторая причина: повышенный спрос на нефть и нефтепродукты в мире создал дополнительную нагрузку на железнодорожный транспорт, спровоцировав увеличение потребности в вагонах-цистернах. 

«Еще одна причина текущего дефицита - замена «подсанкционного» морского транспорта для перевозки нефтепродуктов железнодорожным, а также в целом увеличение перевозок на Восток и Юг – в Китай, Турцию, Индию», - соглашается Елена Варламова.

Гендиректор транспортно-логистической компании «Рустранчина» Александр Стрельников считает, что истоки появившегося дефицита во многом исторические: после распада СССР происходило снижение производственных мощностей из-за колебаний объемов перевозок.

До последних событий, по словам Стрельникова, наблюдался даже излишек вагонов открытого типа - в декабре 2019 года он превысил необходимый уровень на 10-15 тысяч единиц. «Избыточное предложение привело к снижению арендных цен на открытые вагоны, сделав инвестиции в новые грузовые вагоны менее экономически выгодными для компаний», - поясняет эксперт.

Фото: jcomp/Freepik

Кто должен вложиться

Нефтяные корпорации работают с транспортными компаниями, которые специализируются на  предоставлении подвижного состава. Это позволяет нефтедобытчикам не вкладывать средства в собственный парк вагонов-цистерн - так дешевле. Но такой подход не решает проблему.  

«Нефтяники,  несмотря на возникшие трудности,  не спешат вкладываться  в новые производства вагонов или расширение существующих. Надежда у многих, что проблема временная. Старая добрая русская надежда на авось. Авось завтра санкции отменят, и проблема будет снята», - комментирует Владислав Кузьмин.

Mashnews запросил комментарии у эксплуатантов вагонов, но к моменту публикации ответа не дождался.

Правительство России рассчитывает на привлечение частных инвестиций в сектор железнодорожных перевозок, что должно через какое-то время решить проблему дефицита вагонов. Одна из основных мер поддержки - создание специального инвестиционного фонда для финансирования инфраструктурных проектов, способствующих развитию государственно-частного партнерства.

Эксперты предлагают повысить эффективность эксплуатации парка.

«Я считаю, что стоит пересмотреть бюджетирование транспортных компаний. А именно раздел амортизации. Может, стоит повысить этот процент. И я бы пересмотрел регламент списания. Кроме того, не помешает пересмотреть систему диспетчеризации и оптимизировать маршруты», - говорит Владислав Кузьмин.

СПРАВКА MASHNEWS

  • В России работает несколько заводов-производителей различных типов вагонов, в том числе и цистерн: «Тихвинский вагоностроительный завод», «Уралвагонзавод», «Рузхиммаш», «Алтайвагон».
  • По данным РЖД, срок оборота грузового вагона рабочего парка по итогам 12 месяцев 2023 г. составил 18,8 суток (450,1 часа), что на 3,9 % (или на 17,0 часа) больше, чем показатель аналогичного периода предыдущего года (18,0 суток или 433,1 ч.).
  • По состоянию на декабрь 2023 г. общий парк грузовых вагонов в России составил 1321,2 тыс. ед. и увеличился к аналогичному показателю декабря 2022 г. (1 273,9) на 3,7 % или на 47,3 тыс. вагонов. Рабочий парк грузовых вагонов в декабре 2023 г. (среднесуточный показатель за месяц) составил 1 147,2 тыс. ед., что на 5,9 % или на 64,1 тыс. ед. выше аналогичного показателя декабря 2022 г. (1 083,1 ед.).

Фото: aleksandarlittlewolf/Freepik

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!